Защита малого и среднего бизнеса

Защита малого и среднего бизнеса

Одной из ключевых функций Департамента развития предпринимательства ТПП РФ является защита интересов малого и среднего бизнеса и решение системных проблем посредством мониторинга и оперативного информирования органов власти о состоянии предпринимательской среды. В этой связи Департамент не только поддерживает постоянные связи с федеральными и региональными органами власти, но и активно участвует в подготовке аналитических материалов для ежегодного доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ. Каждый год Уполномоченный в своем докладе освещает основные проблемы и предложения по совершенствованию условий для развития отечественного бизнеса. Также в его ведении находятся два основных направления работы: 


1) Работа с обращениями со стороны предпринимателей по конкретным случаям, когда имеет место спорная ситуация или ущемление прав предпринимателей.

2) Законодательная работа: оценка регулирующего воздействия вводимых законодательных инициатив в области предпринимательства и внесение предложений по их корректировке с целью защиты интересов предпринимателей.

Департамент развития предпринимательства ТПП РФ взял на себя ту часть работы, которая связана с защитой малого и среднего бизнеса, а это значительная доля хозяйствующих субъектов Российской Федерации. За первые месяцы работы в Департамент поступило более 200 обращений. В основном предпринимателей волнуют вопросы, связанные с административными барьерами, нарушением законных прав, чрезмерным “вниманием” правоохранительных структур, коррупцией. По отраслевому признаку «в лидерах» торговля, земельно-имущественные отношения. Затем строительство, экология, производство, транспорт, ЖКХ.
70% обращений связаны с конкретными нарушениями, остальные затрагивают системные вопросы, направленные на улучшение деловой среды.

Более 15% из поступивших обращений – коллективные.

За время работы ТПП РФ отстояла интересы не одного десятка предпринимателей в вопросах незаконного сноса нестационарных торговых объектов. А это наименее защищенная категория малого предпринимательства – самозанятые. Использовались различные механизмы защиты: включали в переговорный процесс территориальные ТПП, обращались в адрес руководителей субъектов Российской Федерации, а в случае необходимости и в органы Прокуратуры РФ.

В 2014 году в рамках совместной работы был сформирован пакет предложений, направленных на преодоление тех проблем, которые сегодня наиболее тревожат бизнес, а именно:

- чрезмерная фискальная нагрузка,

- избыточность контрольно-надзорных процедур

- слабая технологическая оснащенность

- недостаток квалифицированных кадров

Ряд проблемных вопросов уже решены, а именно:

1. ТПП РФ настаивала на необходимости дифференциации потенциально возможного к получению ИП годового дохода при применении патентной системы в зависимости от места ведения бизнеса. Сегодня регионы наделены этим правом (принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №244-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

2. Центробанком упрощен порядок ведения кассовых операций предпринимателями, применяющими специальные режимы налогообложения (внесены изменения в Положение от 12.11.2011 №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации»).

3. Министерством финансов РФ подготовлен законопроект о налоговых каникулах для малого бизнеса.

После появления новости о намерении ввести в России налог с продаж, ТПП РФ активно выступила с аргументированной критикой данного решения. Предложения были направлены Президенту Российской Федерации В.В. Путину и в Государственную Думу РФ. Кроме того, позиция объединяемого ТПП РФ бизнеса была озвучена на многих площадках.

Продолжительные дискуссии в Правительстве, а также активная позиция со стороны бизнес – сообщества, привели к решению отказаться от введения нового вида налоговых платежей.

Основной вектор развития, который задает сегодня Уполномоченный, - это превращение частного, прежде всего – производственного бизнеса в весомый источник роста экономики наравне с нефтяным сектором. В этой связи ключевым предложением Уполномоченного стала разработка программы по стимулированию развития бизнеса в стране, включающая 3 направления:

1. Развитие предпринимательской активности – создание системных условий, стимулирующих частную инициативу, предпринимательскую активность, развитие и выход из тени конкурентного бизнеса, рост конкуренции:

- Патенты для самозанятых, налоговые каникулы для малого бизнеса;

- Ограничение проверочной деятельности;

- «Дедушкина оговорка» (принцип защиты инвестора от изменения законодательства).

2. Новая индустриализация – налоговые, финансовые и другие инструменты, стимулирующие приток и адаптацию новейших мировых технологий в российскую экономику, высокотехнологичные инвестиции:
- Налоговые льготы для высокопроизводительных компаний;
- Налоговый зачет на часть стоимости закупленного оборудования;
- Инфраструктура технологической поддержки – Центры инжиниринга, Агентство по поиску и масштабированию технологий.
3. Проекты развития – концентрация ресурсов государства на запуске, поддержке направлений и проектов, которые дадут наибольший кумулятивный эффект.

Подробнее с информацией об Уполномоченном, а также его докладом Президенту РФ можно ознакомиться на официальном сайте http://ombudsmanbiz.ru/