В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по государственно-частному партнерству и Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике на тему: "Практика применения концессионных соглашений на территории Российской Федерации. Перспективы изменения концессионного законодательства".
В мероприятии приняли участие вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, председатель Комитета ТПП РФ по ГЧП, председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев, врио заместителя директора Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Мария Ярмальчук, начальник департамента Экспертного управления Администрации Президента России Олег Теплов, председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин, представители Минтранса России, юридических компаний кредитных организаций.
В своем вступительном слове Дмитрий Курочкин отметил, что ТПП РФ воспринимает государственно-частное партнерство как важный и перспективный инструмент развития нашего инвестиционного рынка. Соответствующий Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» вступил в силу в 2005 году, однако сказать, что за это время появился серьезный рынок концессионных соглашений, нельзя. В то же время появился круг проблем. Улучшению инвестиционного климата в России в последнее время уделяется много внимания, составляются различные рейтинги, отметил Дмитрий Курочкин. В марте будет создан Национальный рейтинговый комитет, который даст старт новому проекту - рейтингу инвестиционной привлекательности российских регионов. Президент ТПП РФ Сергей Катырин станет сопредседателем этого комитета, его коллегами станут лидеры других ведущих российских бизнес-объединений.
Павел Селезнев анонсировал исследование, подготовленное Центром развития ГЧП совместно с Минэкономразвития России и ТПП РФ. В ходе исследовательской работы были собраны и проанализированы проекты, относящиеся к концессионным соглашениям. По результатам авторы предложили пути развития концессионных механизмов. Для их совершенствования необходима совместная экспертная работа, объединяющая мнения всех заинтересованных участников процесса. Одним из шагов станет резолюция по итогам совместного заседания, которая будет направлена в Минэкономразвития России, Аппарат правительства Российской Федерации и Государственную думу ФС РФ. В ходе дальнейшей работы будут подготовлены рекомендации для регионов по развитию проектов ГЧП. Кроме того, в марте пройдет Российская неделя ГЧП, на которой руководство регионов и эксперты обсудят будущее ГЧП, в том числе, концессионных механизмов.
Павел Гагарин отметил сложную ситуацию с инвестициями в России в последнее время. Тем не менее, есть и позитивные сигналы. Был одобрен законопроект Минэкономразвития России о расширении сфер применения концессионного механизма и создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в проекты, реализуемые на концессионной основе. Павел Гагарин призвал обратить внимание на зарубежную практику реализации концессионных соглашений для повышения эффективности этого механизма в России. Начав формировать позитивную правоприменительную практику, можно будет повысить популярность различных механизмов государственно-частного партнерства. Пока, констатировал Павел Гагарин, в нашей стране активно работают только два инструмента ГЧП: контракты жизненного цикла и концессии.
О практике применения концессионных соглашений в российских регионах по итогам исследования, проведенного Центром развитии ГЧП, рассказал руководитель аналитической группы Комитета ТПП РФ по ГЧП Максим Ткаченко.
По его словам, большое число заключенных концессионных соглашений в России обусловлено скорее невозможностью объединить в одном проекте множество объектов. К примеру, по одному из региональных проектов было заключено 200 концессионных соглашений.
По данным исследования, сегодня в России существует 71 концессионный проект, большая часть из них находится в стадии реализации. Самые популярные направления – транспорт (дороги), коммунальная сфера (водоснабжение, утилизация отходов), социальная инфраструктура (здравоохранение, спорт и туризм, образование), энергетика (тепло- и водоснабжение).
Лидерами по количеству концессионных проектов стали: Нижегородская область, Санкт-Петербург, Новосибирская область, Татарстан и Удмуртия. Общий объем инвестиций в существующие проекты составляет на данный момент около 300 млрд. рублей. Планируемый объем – 970 млрд. рублей. По мнению авторов исследования, среди важных факторов, влияющих на популярность концессий, наличие в регионе нормативно-правовой базы, политическая воля руководства субъекта РФ, системный подход к развитию инфраструктуры.
По результатам исследования системе ТПП предложено проанализировать принятые региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок инициации, рассмотрения и сопровождения концессионных проектов в регионах и разработать типовые документы по такой регламентации. Также при помощи территориальных торгово-промышленных палат возможно инициировать подготовку типовых нормативно-правовых актов в регионах.
Мария Ярмальчук озвучила позицию Минэкономразвития России по поводу поправок в закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Состоялось обсуждение изменений в законодательство, участники заседания высказали свои мнения и внесли предложения и замечания.