Заседания

Заседания

9 ноября 2016г.

Транспортная
безопасность на пространстве ЕАЭС

9 ноября 2016 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации  состоялось заседание, посвященное вопросу формирования общего рынка услуг в области обеспечения транспортной безопасности единого транспортного пространства ЕАЭС.

Организаторами мероприятия выступили Комитет ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности и Общественный совет при Министерстве транспорта РФ.

В приветственном слове заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Выборный отметил, что ЕАЭС является основой для развития интеграционных процессов на общем пространстве государств-членов Союза. Что, в свою очередь, означает и развитие сферы безопасности, в первую очередь — транспортной, обеспечивающей беспрепятственное перемещение товаров, услуг и рабочей силы.

На повестке множество вопросов: начиная от законодательного регулирования работы отдельных элементов транспортной системы до полномочий подразделений транспортной безопасности. Учитывая сегодняшние вызовы — подготовка к Чемпионату миру по футболу - 2018, террористическая угроза и т.д., экспертам, занимающимися проблематикой в данной сфере, предстоит немало работы. Как подчеркнул в ходе заседания председатель рабочей группы по взаимодействию с Евразийской экономической комиссией (постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС) Вячеслав Панькин, «обеспечение безопасности на транспорте на пространстве ЕАЭС — это основная, приоритетная задача государства».

Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов отметил, что данная тема близка бизнес-сообществу НСБ, которое должно заняться формированием консолидированной позиции по созданию общего рынка услуг обеспечения транспортной безопасности на пространстве ЕАЭС.

Конечно, на этом пути встретится много проблем. В каждой стране эта отрасль развивается по-своему. Впрочем, благодаря этому, у каждой страны есть и свой положительный опыт, к которому стоит обратиться. В рамках международного партнерства между сообществами НСБ государств — членов ЕАЭС прошло уже несколько мероприятий, целью которых был обмен мнениями и технологиями между участниками рынка охранных услуг. В частности, в сентябре уже в третий раз проходила Международная конференция НСБО (негосударственной сферы безопасности и охраны). Крупнейшие представители НСБ видят большую перспективу в развитии проекта ЕАЭС.

Что касается опыта нашей страны, то здесь, по мнению Анатолия Данилова, негосударственная сфера безопасности перешла на качественно новый уровень своего развития. Свидетельством тому является начатая в индустрии безопасности работа по профессиональной стандартизации. Соответствующая комиссия была создана при Совете по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности. Этому предшествовало создание первого профстандарта в НСБ («Работник по обеспечению охраны образовательных организаций»), который был разработан командой президента СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергея Саминского. Этот стандарт уже сегодня применяется на практике не только в столице, но и в регионах, реально помогая повысить качество работы охранных организаций.

Кроме того, Сергей Саминский возглавил созданный в Комитете ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Подкомитет по развитию индустрии безопасности, в рамках деятельности которого осуществляется поддержка дальнейшей работы в этом направлении. На согласовании у регуляторов находится еще два профстандарта: «Работник по обеспечению охраны медицинских организаций» и «Специалист в сфере предупреждения коррупции». Утверждены руководители рабочих групп Комиссии по профессиональным квалификациям в сфере безопасности, под началом которых ведется создание еще порядка десяти профстандартов. В дальнейшем эта работа может продолжиться и в сегменте транспортной безопасности.

Основным докладчиком заседания стал член экспертного Совета Комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции, член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, сопредседатель Международной комиссии НСБ ЕАЭС, первый вице-президент Ассоциации «АЭРОГВАРД» Виктор Злотя. Его выступление было посвящено интеграционным процессам на Евразийском экономическом пространстве. В частности, вопрос о том, какова в их развитии роль бизнес-сообщества, которое планирует заниматься предпринимательской деятельностью в сфере оказания услуг по обеспечению транспортной безопасности.

Коротко напомним о том, чем является ЕАЭС. Это международное интеграционное экономическое объединение, участниками которого являются пять стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия. Его цели и задачи: интеграция и экономическое развитие стран-участниц, модернизация и повышение конкурентоспособности национальных экономик на мировом рынке, создание условий для повышения жизненного уровня государств — членов Союза.

Это объединение обладает значительным транспортным потенциалом: свыше полутора миллионов километров автомобильных дорог, почти двести тысяч километров железных дорог (второе место в мире), более ста тысяч километров эксплуатируемых внутренних водных путей, протяженные воздушные трассы. По территории ЕАЭС проходят важнейшие маршруты, соединяющие Европу и Азию.

Эти данные показывают, сколь существенным является сегмент, связанный с оказанием транспортных услуг, в том числе в области обеспечения транспортной безопасности.

Евразийская экономическая комиссия сегодня занимается системной работой по формированию общего рынка услуг, включая транспортные. При этом упор делается на либерализацию доступа к оказанию различных видов услуг с целью создания условий для деловой активности предпринимательского сообщества. Это означает снятие дискриминационных мер по конкретным видам услуг в государствах-членах по сравнению с режимом, действующим в стране-поставщике услуг. Либерализация будет строиться на следующих принципах: поэтапное упразднение избыточного внутреннего регулирования, в том числе разрешительных требований и процедур, равные условия доступа на рынок услуг и ряде других положений.

В том, что касается присутствия частных охранных организаций на рынке транспортных услуг, то конкретные предложения в этой сфере будут сформулированы членами рабочей группы по вопросу формирования общего рынка услуг в области обеспечения транспортной безопасности единого транспортного пространства ЕАЭС Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности. При этом Виктор Злотя подчеркнул, что, учитывая специфику данного вида услуг, все предложения, связанные с либерализацией доступа к оказанию услуг на общем рынке ЕАЭС, формируются с учетом интересов нашей страны.

Сергей Саминский по итогам доклада заверил, что Подкомитет по развитию индустрии безопасности готов обеспечить всю необходимую поддержку для работы в данном направлении.

 Комитет ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности

Фотогалерея