На Ильинке, 6 состоялось заседание Подкомитета по моторному топливу Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК.
Открыл и вел заседание глава подкомитета Евгений Островский. Он проинформировал собравшихся о создании при Комитете ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Подкомитета по газомоторному топливу. Новая структура будет рассматривать вопросы и проблемы, связанные с реализацией и применением газа в хозяйственной практике. Председателем подкомитета утвержден глава ОАО «Газэнергосеть» Андрей Дмитриев.
Оживленную дискуссию вызвал второй вопрос. Сложилась непонятная ситуация вокруг Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". Он введен в действие с 6 сентября, но не работает и, как подчеркивали собравшиеся, работать, по сути, не может и не должен. Это старая история. Регламент разрабатывался 2,5 года, в нем механически скопированы европейские требования, предъявляемые, в частности, авиационному керосину. Проблема, однако, в том, что в России практически нет мощностей по выработке авиатоплива, отвечающего требованиям нового регламента. Специалисты компании «ЛУКОЙЛ» подсчитали, что для реконструкции и перестройки производства надо 6 лет и 50 миллиардов долларов капвложений. Эту тему на заседании подкомитета поднимали в мае нынешнего года, общественный отклик был широким, соответствующие инстанции подготовили законопроект о переносе сроков введения регламента и о его соответствующей корректировке.
Тем не менее, в первой декаде сентября техрегламент начал действовать, хотя авиакеросина, который бы ему соответствовал, в стране по-прежнему нет, в баки самолетов заливают традиционное топливо. Оно, естественно, безопасно, на нем летали и летают наши самолеты, но, поскольку оно не соответствует техрегламенту, использовать его теперь нельзя. То есть с правовой точки зрения все, имеющие отношение к поставке авиатоплива и заправке, сегодня серьезнейшим образом нарушают закон. У Росрезерва тоже в связи с техрегламентом возникли проблемы, поскольку он не имеет права закупать топливо, не соответствующее новому регламенту.
Подкомитет ТПП РФ намерен подготовить предложения о приостановке действия техрегламента до решения всех проблем, так как это касается не только гражданских машин, но и армейских, которые "заточены" под существующее топливо. Есть сведения, что сейчас готовится проект постановления правительства о переносе срока ввода техрегламента на 1 января 2009 года, а до 1 декабря планируется в техрегламент внести изменения. Если этого не сделать, то с 1 января возникнет проблема и у автомобилистов: с нового года, в соответствии с техрегламентом, в стране прекратится производство бензина марки А-92. По мнению Островского, это значит, что в отечественных "Жигулях" через две тысячи километров будут прогорать клапана при заправке бензином марки А-95.
На заседании был также обсужден проект Энергетической стратегии России до 2030 года. Собравшиеся говорили о своем аспекте проекта – о проблемах развития производства и рынка моторных топлив. С докладом выступил директор "ВНИПИнефть" Владимир Капустин. В частности, считает он, в программе развития нефтеперерабатывающей промышленности до 2030 года следует уделять внимание не просто наращиванию добычи сырья – рост добычи должен сопровождаться более углубленной переработкой нефти. На данный момент, по его словам, резкое падение мирового фондового рынка отрицательно отразилось на модернизации нефтеперерабатывающих заводов, так как компании брали в иностранных банках кредиты в рамках перекредитования, которое сейчас прекращено. Сегодня надо серьезно думать, где брать средства на модернизацию и строительство.
Многие выступающие говорили о нынешней ситуации на рынке топлива. Да, нефть очень сильно подешевела на мировых биржах, но это не значит, что серьезно снизятся розничные цены на российском рынке топлива, потому что «вилка» между ценой на заправках и издержками сегодня слишком мала. Нужно ослабить налоговую составляющую, и тогда можно будет ждать снижения цен на бензин. Правда, и при этом останется монополизация нефтяного рынка, так что рассчитывать на очень серьезное снижение розницы, соответствующее падению мировых нефтяных цен, пока не следует. Участники дискуссии, кроме того, констатировали, что нынешняя налоговая система пригодна только в ситуации, когда нефтяной рынок растет. Поэтому сегодня желательно «отвязать» налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) от мировой цены на нефть, поскольку он ориентирован на более высокую цену на сырье, которая уже в прошлом. Кроме того, через налоги необходимо серьезно стимулировать топливные компании направлять свои капиталовложения в развитие и нефтеразведку. Правильное налоговое регулирование рынка способно стимулировать бизнес и устанавливать приемлемые для потребителя конечные цены, подчеркивали участники дискуссии.
Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ, А.Бондарь
17 сентября 2008г.
Заседание Подкомитета по моторному топливу Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, 17 cентября 2008 г.