В заседании Комитета ТПП РФ по логистике, прошедшего в формате «круглого стола» принял участие вице-президент ТПП РФ Александр Рыбаков. Модератором «круглого стола» выступил председатель Комитета Олег Дунаев.
Восточный полигон – такое название получила одобренная государством в 2013 году Программа комплексного развития Сибири и Дальнего Востока, важнейшей частью которой должна стать ликвидация инфраструктурных ограничений и увеличение пропускной способности железнодорожной сети с 75 до 130 млн тонн в 2020 году.
Однако, по мнению участников «круглого стола», ход модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей вызывает серьезную обеспокоенность.
В качестве основной проблемы была названа задержка поступления бюджетного финансирования. По словам открывшего работу «круглого стола» вице-президента ТПП РФ Александра Рыбакова, при дальнейшей задержке поступления бюджетного финансирования планируемое увеличение пропускной способности Транссиба и БАМа может не состояться. Зато, например, существует вероятность в недалеком будущем сокращения экспортных поставок угля из-за сдерживания развития инфраструктуры. По объёму планируемых инвестиций проект Восточного полигона превосходит все другие проекты. На первом этапе сумма вложений должна составить более 562 млрд рублей, из которых более 300 млрд —деньги ОАО «РЖД»; 260 млрд рублей – госинвестиции.
До 2017 года должны реализовываться проекты обновления инфраструктуры для снятия нынешних ограничений по скорости и весу поездов и проекты, рассчитанные на повышение пропускной и провозной способности. Но, как сказал председатель Комитета ТПП РФ по логистике Олег Дунаев, неопределенность сроков и размера поступления средств господдержки заставляет постоянно пересматривать планы строительно-монтажных работ, осуществляемых подрядчиками (работы ведутся, естественно, в соответствии с фактическим наличием средств). Надо помнить также, что в Сибири и на Дальнем Востоке сезон активного строительства весьма ограничен. Олег Дунаев подчеркнул: если затянется на долгое время модернизация БАМа и Транссиба, то основные товарные потоки на этом направлении смогут воспользоваться транспортной инфраструктурой Нового Шелкового пути; вернуть их обратно будет весьма непросто.
На финансирование проекта в 2015 году запланировано направить более 20 млрд рублей из федерального бюджета, но до сих пор средства ОАО «РЖД» не получены. Не решен вопрос финансирования работ на БАМе. Несвоевременное поступление денег на модернизацию БАМа, запрещение замены источника финансовых средств привели к фактической остановке работ, начатых ранее и оплаченных из собственных средств ОАО «РЖД», сообщил начальник Дирекции развития железных дорог Восточного полигона ОАО «РЖД» Вячеслав Рыбкин. Задержка с перечислением госфинансирования означает пересмотр сроков реализации проекта, графика строительства. Кроме того, следует иметь в виду еще и негативные мультипликативные эффекты.
Выступивший на «круглом столе» первый заместитель директора Института государства и права РАН Николай Михайлов считает, что межведомственная рабочая группа по развитию железнодорожного транспорта сегодня практически прекратила содействовать реализации проекта.
В дискуссии приняли участие также председатель Комитета ГД по вопросам собственности Сергей Гаврилов, генеральный директор АНО «Институт проблем естественных монополий» Юрий Саакян, директор по логистике ОАО «СУЭК» Денис Илатовский, заместитель генерального директора «Бамстроймеханизация» Николай Золотарев, проректор по научной работе МИИТ Валерий Круглов, другие участники «круглого стола», затронувшие различные аспекты проблемы.
В итоговой резолюции заседания, которая направляется в правительство, Госдуму ФС РФ и Совет Федерации ФС РФ, участники заседания рекомендуют обратить внимание на системные проблемы реализации проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей».
Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь