Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций провел заседание в рамках Всероссийского форума деловых СМИ в Москве.
Открыл заседание директор ЦСО и СМИ ТПП РФ Александр Шкирандо, отметивший, что за работой заседания следят сейчас коллеги во всех регионах страны. Он напомнил, что в течение минувшего года ТПП РФ по инициативе Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций и Союза журналистов России было направлено несколько обращений в Правительство РФ, в Госдуму и главам регионов относительно поддержки СМИ в условиях пандемии. Благодаря этой поддержке удалось поддержать многих.
Модерировал заседание председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Игорь Потоцкий. Он задал тренд дискуссии. Перемены в сфере медиа идут, они очевидны, но какое у них направление? Не поглотит ли все Интернет? Начался ли закат телевидения или нет? Какое будущее у эфирного радио? Как выживать печатным СМИ? Сохранят ли они свою доступность?
В прениях выступили, в частности, декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», профессор Андрей Быстрицкий, проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Валерия Касамара, секретарь Союза журналистов России Денис Токарский, президент и основатель группы компаний «ТВМ Групп», член президиума Международной академии телевидения и радио Владимир Таллер, исполнительный директор ООО «СЭТ Медиа» Александр Удовиченко, генеральный директор АНО «ТРК КРЫМ» Вадим Первых.
Речь шла о том, что коммуникация быстро перемещается в иную среду, в Интернет, и в итоге сегодня общество живет как бы в двух мирах – реальном и виртуальном, и их взаимодействие выглядит непросто. В виртуальном мире действуют другие правила игры, чем в реальном, он плохо поддается регулированию, в результате ответственность за достоверность информации, например, резко снижается. Да, в виртуальном мире появляются свои СМИ, которые, как и бумажные, более ответственны за свои действия, но значительно больший массив информации перемещается бесконтрольно и без гарантии достоверности и качества.
В то же время следует признать, что в целом доверие к СМИ и ко многим институтам вообще в стране, особенно среди молодежи, сегодня заметно снизилось.
Да, во время пандемии потребление информации из традиционных источников, ТВ, например, заметно выросло. А вот доверие осталось на низком уровне. Одна из причин – молодежь все больше предпочитает верить блогерам, скорее всего, потому, что потребитель ищет именно того блогера, который разделяет его взгляды на жизнь и интересы, а традиционные СМИ дают большую палитру информации и представляют различные взгляды. Такая ситуация не может радовать, потому что в итоге молодежь теряет способность критически оценивать информацию и правильно ее воспринимать. Возможно, ситуация улучшится, когда появятся четкие критерии ответственности блогеров за качество. К сожалению, попытка создать закон о блогерах провалилась, поскольку их разнообразие пока не позволяет создать четкие правила, подходящие всем.
Участники заседания секции обсудили, как улучшить сегодня работу СМИ, в частности, телевидения, чтобы достучаться до аудитории, особенно молодой. В любом случае следует не застывать, надо быть частью трансформации, меняться, налаживать связь с новой аудиторией. При всем при том более 40 процентов аудитории (это прежде всего люди среднего и старшего возраста) доверяет получаемой информации, и это позволяет искать общий язык с остальными.
Безусловно, традиционные СМИ останутся. Это как с театром, которому пророчили смерть с приходом кинематографа, это как книги – их в последнее время стали больше покупать, и они имеют свою нишу, своего потребителя. Главное здесь – не ухудшать ситуацию непродуманными действиями. Вот в Германии, например, да и в других европейских странах печатная пресса не умирает, потому что есть, где ее купить. А в России, где массово уничтожаются последние газетные киоски, как ее можно приобрести? Подписка у нас стала почти роскошью, а вот в США благодаря, в частности, льготам по налогам газета легко добирается в каждый дом.
Неоднократно высказывалась мысль, что надо суметь обуздать Интернет, который стал примером полной анархии. Речь не идет о цензуре. Речь идет о правилах поведения и об ответственности участников за достоверность контента.
Был также дан обзор состояния прессы. Так, несколько десятков СМИ в 2020 году закрылись навсегда. Многие отказываются от бумажной версии в пользу Интернета (сайты изданий). Примерно 40 процентов работников СМИ перешли на «удаленку». Примерно треть опрошенных СМИ сократили тиражи, эфирное время. Многие переместились в меньшие помещения, немало и таких изданий, которые обходятся практически без офисных помещений. Примерно на одну пятую снизились доходы у 17 процентов работников СМИ.
Участники заседания обсудили и ряд других проблемных вопросов, от решения которых зависит состояние рынка СМИ в России.
Пресс-служба ТПП РФ, А.Бондарь