Заседания

Заседания

29 мая 2019г.

В ТПП РФ обсудили переход ТВ вещания на цифру и состояние печатных СМИ

29 мая 2019 года в 15.00 в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций на тему: «Текущее состояние развития сферы медиакоммуникаций. Проблемы и задачи». В повестке дня были вопросы, связанные с переходом телевизионного вещания на цифру и состоянием российского медиа в регионах на примере региональных телеканалов и печатных СМИ.

Выступая перед членами Комитета, его председатель Игорь Потоцкий коротко охарактеризовал состояние и динамику развития рекламного рынка в различных сегментах медиа. Проведенное исследование показало, что наибольший прирост рекламы по-прежнему наблюдается в Интернете, а самый большой отток – в печатных СМИ. Та же печальная ситуация сложилась и в телевидении. Затраты на телевизионную рекламу в России в первом квартале 2019 года по данным АКАР снизились на 6 % к аналогичному периоду прошлого года - до 41,5-42 млрд. руб.. На телевидение по итогам квартала пришлось 37% всех рекламных расходов, тогда как год назад – он составлял 42%. Последний раз падение рекламных расходов телеканалов фиксировалось в начале 2015 года, когда после резкого падения рубля в конце 2014-го года доходы от рекламы на телевидение снизились на 22 %. После этого телереклама восстановилась: в первом квартале 2016 года она росла на 19 %, 2017-го – на 10 %, 2018-го – на 13%. Аналитики считают, что и во втором квартале рынок ТВ-рекламы также покажет минус и резкого изменения ситуации не будет, так как рекламные бюджеты перераспределяются в пользу интернета. На фоне падения доходов населения рекламодатели предпочитают вкладываться не в брендинг, а поддержку текущих продаж. Маркетологи предполагают, что население предпочитает предварительно оценить товар в интернете, и только после этого идти в магазин, чтобы там потрогать его и обсудить с продавцом.

В свете вышесказанного, состояние регионального телевидения, усложненное переходом вещания на цифру, вызывает тревогу и серьезные опасения за ее будущее. Игорь Потоцкий отметил, что недавно принятый ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статьи 19 и 46 Федерального закона «О связи» нуждается в корректировке нескольких положений.

В предлагаемом виде поправки к закону не учитывают того, что нигде в законодательных актах РФ не содержится определения «муниципального телеканала», также как и «федерального» и «регионального». Учитывая, что предлагаемые поправки устанавливают разные условия осуществления деятельности для всех перечисленных типов телеканалов, отсутствие такого определения автоматически означает установление неравных условий доступа к рынку, введение дискриминационных ограничений и создание неравных условий конкуренции для телеканалов, которые в рамках действующего законодательства принципиально равны. В качестве решения этой проблемы Игорь Потоцкий предложил либо на законодательном уровне уравнять все телеканалы, либо ввести соответствующие определения для каждого из них.

Для региональных и муниципальных обязательных общедоступных телеканалов вводится требование в виде 75% наполнения «национальной продукцией средства массовой информации» Предлагаемая формулировка, по сути, обязывает вещателя использовать в рамках 75% наполнения канала только продукцию СМИ и контролировать факт того, что используемые произведения созданы именно СМИ. Процедура такого контроля технически крайне затруднительна. Кроме того, обязательному общедоступному каналу запрещается в указанные 75% наполнения включать документальное и художественное кино, а также любые виды контента, которые созданы производителем, не имеющим статуса СМИ. Это серьезное ограничение в деятельности телеканалов вводится не для всех телевизионных вещателей и тем самым условия осуществления деятельности и конкуренции для части вещателей существенно ухудшаются. Следует добавить, что критерии выбора обязательных общедоступных телеканалов субъекта Федерации и муниципального уровня различаются не только по охвату аудитории или географии распространения, но и по принципам отбора. Разные требования к равным с точки зрения законодательных определений участникам рынка – это противоречие действующим нормам законодательства.

Кроме того, проблемой является определение территории распространения регионального обязательного канала, поскольку территория не означает автоматически соответствующий охват телевизионной аудитории. Территорию вещания необходимо определить иначе, с обязательным соотнесением с охватом территории. Требования к территории распространения региональных и муниципальных каналов в предлагаемых поправках различаются не масштабами, а принципами деятельности. Если для регионального канала устанавливается норма охвата аудитории, то в случае с муниципальным телеканалом минимального порога нет. В рамках предложенных формулировок любой кабельный канал с минимальным охватом на территории муниципального образования или любой эфирный канал могут обоснованно претендовать на статус обязательного.

В предложенном виде региональным обязательным каналом в любом субъекте РФ может быть признан любой вещатель, без каких-либо ассоциаций с «вопросами местного значения». Достаточно того, чтобы доля отечественного контента и зона распространения сигнала были выдержаны в установленных пределах. Таковыми автоматически могут быть признаны и каналы первого и второго мультиплексов, и любые другие вещатели с соответствующими техническими характеристиками вещания.

Также необходимо уточнить формулировку «вопросы местного значения» - с какой территорией или административной единицей должно соотноситься определение «местного» значения. С учетом того, как законодательство РФ определяет понятие «муниципальное образование» в РФ, формулировка «местного значения» обладает избыточной широтой трактовок. Введение содержательных требований к муниципальному обязательному каналу (20% программ, освещающих местные проблемы) при отсутствии таковых к региональному тоже создает юридическую коллизию – необходимо уравнять требования или объяснить на уровне законодательного решения, почему требования различны. Также необходимо уточнить, 20% «местных» программ входят в 75% национальной продукции или нет.

В принятом законе указывается, что в каждом муниципальном образовании может быть выбран один муниципальный обязательный общедоступный телеканал. Порядок выбора обязательного общедоступного телеканала устанавливается Правительством Российской Федерации. Существование, согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 27.05.2014 № 136-ФЗ, пяти типов муниципальных образований, включая внутригородские районы, либо исключает возможность выбора в качестве обязательного только одного канала в населенном пункте, либо должно подразумевать наличие нескольких каналов такого рода.

Ситуацию с печатной прессой охарактеризовал заместитель председателя Комитета Сергей Моисеев, который отметил, что те законы и правила, которые принимались в последние годы властями различных уровней в отношении печатной прессы в России, послужили ей далеко не во благо. Одни только законодательные запреты и ограничения на рекламу привели к сокращению рекламных бюджетов печатных СМИ за пять лет более чем на 50%, причем основные потери произошли из-за законодательных решений в 2014 году. Он выразил надежду на помощь законодателей в либерализации рекламного законодательства в отношении алкоголя, БАДов и медицинских препаратов и услуг.

Ограничение рекламы вызвало сокращение бюджетов и оптимизацию тиражей изданий. Реализованные тиражи печатных СМИ за эти годы сократились на 38%. Розничные продажи - на 40%, подписные тиражи - на 35,8%. Катастрофическое падение розничных тиражей связано, в первую очередь, с разрушением инфраструктуры распространения печатных СМИ. Количество специализированных точек продаж, к которым, прежде всего, относятся киоски прессы, уменьшается стремительно. Сергей Моисеев подчеркнул, что необходимо срочно принимать поправки в законодательство, позволяющие расширять ассортиментный перечень, предоставлять на льготных условиях аренду земли и площадей и вести бизнес на долгосрочной основе, без постоянного изменения правил игры, вне зависимости от прихотей или вкуса местных чиновников. Только на аренду в большинстве точек тратится более 34% от общих затрат, что делает такой бизнес практически нерентабельным.

Необходимо совместно с отраслевыми сообществами издателей и ритейлеров разработать актуальные нормативы и внести изменения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и в соответствии с этими поправками магазины сетевой торговли необходимо обязать реализовывать печатные СМИ согласно выработанным нормативам, а также приравнять прессу по условиям реализации к скоропортящимся продовольственным товарам, что позволит оптимизировать сроки оплаты за реализованные тиражи.

Большой проблемой для печатных СМИ, по словам Сергея Моисеева, по-прежнему остается подписка, которая была традиционным средством общения читателя с редакцией, удобная издателям, в особенности районным и городским газетам, где она составляет 90% распространения тиража. Существовавшая ранее субсидия на подписку аннулирована, тарифы увеличились почти в три раза и продолжают повышаться. Падение подписных тиражей составило 35,8%. В цене подписного издания в подавляющем большинстве случаев доминируют именно почтовые расходы, а не производственные затраты издателя.

Одной из самых серьезных проблем индустрии печати являются непосильные производственные расходы. Он отметил необходимость проведения сбалансированной политики ценообразования, которая бы соответствовала экономическим возможностям издателей.

Говоря о предприятиях печатной индустрии, он также коснулся полиграфии, которая как отрасль оказалась вне ведомственной принадлежности. По его словам, в стране отсутствует отраслевая статистика, не производятся ни полиграфическое оборудование, ни комплектующие, ни расходные материалы. И эта проблема тоже требует пристального внимания и скорейшего решения.

По итогам выступлений основных докладчиков состоялся обмен мнениями членов Комитета и гостей заседания.

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, К.Андроникашвили

image description Документы
ТПП 29.05.2019.pdf
Фотогалерея