Заседания

Заседания

30 марта 2005г.

Заседание Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному образованию и инновационной деятельности, 30 марта 2005 г.

30 марта в Малом зале ТПП РФ состоялось заседание Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному образованию и инновационной деятельности.
Вел заседание заместитель председателя Комитета, президент Академии экономики, Кирилл Александрович Савченко-Бельский.

В повестке дня заседания были рассмотрены три вопроса:
1. О планах Госдумы РФ по внесению дополнений и изменений в законодательные акты в области профессионального образования (Кондратьев С.В. – ректор Государственной академии инноваций).
2. О современном состоянии, тенденциях и перспективах развития начального профессионального и среднего профессионального образования в России (Дёмин В.М. – президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России).
3. О сертификации образовательных учреждений (Нашивочников В.В.- ответственный секретарь Комитета).

В докладе по первому вопросу было отмечено, что существующий дисбаланс между спросом на рынке труда и предложением на рынке образовательных услуг настоятельно требует срочных изменений в законодательной и нормативно-правовой базе. В настоящее время разработан целый ряд законопроектов, направленных на изменения законодательства в сфере профессионального образования и регулирования деятельности объединений работодателей.

Проект Федерального Закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования) предполагает участие общероссийских объединений работодателей и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей в государственном прогнозировании и мониторинге потребностей рынка труда в профессиональных кадрах, в формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования.

Вместе с тем, законопроект не предусматривает необходимого статуса и вытекающих из него прав объединений работодателей для реализации вышеуказанных функций. Не предусматривается также создание эффективных стимулов и механизмов для инвестирования в сферу профессионального образования, ответственность работодателей за регулярное обучение персонала.

Проект Федерального Закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части поправок, касающихся вопросов изменения порядка реализации дополнительного профессионального образования) декларирует создание условий для развития системы непрерывного образования. Законопроектом предлагается оформить право любых организаций независимо от их основного вида деятельности на реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ, а также изменить порядок и процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации организаций и реализуемых ими образовательных программ.

Расширение перечня организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, позволит полнее удовлетворять быстро меняющиеся потребности рынка труда, прежде всего в рамках внутрифирменного обучения.
Однако законопроект не решает всех накопившихся проблем системы ДПО, мешающих ее развитию, прежде всего в сфере управления и развития ее материально-технической базы, установления социальных гарантий работникам и сохранения ее государственного статуса.

Комитет решил:

1. Принять более активное участие в процессе подготовки, обсуждения и доработки законодательных и нормативно-правовых актов в области регулирования деятельности системы профессионального образования и участия в ней объединений работодателей.

2. Обратиться к Российскому союзу промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» в рамках имеющихся соглашений, а также к агентствам по подбору персонала и другим заинтересованным организациям с предложением о координации совместных усилий по реализации вышеуказанной деятельности.

3. Считать необходимым:

  • создание системы механизмов участия объединений работодателей в деятельности системы профессионального образования;
  • разработку стимулов для инвестирования средств в сферу профессионального образования;
  • создание эффективной системы общественно- профессиональной аттестации образовательных учреждений профессионального образования с участием объединений работодателей;
  • законодательное закрепление ответственности работодателей за регулярное обучение персонала.

    4. При подготовке и обсуждении законопроектов обеспечить сохранение государственного статуса, укрепление материальной базы и установление социальных гарантий работникам системы ДПО.

    5. Рекомендовать руководству ТПП РФ обратиться в Федеральное собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации с просьбой о включении в состав рабочих органов по подготовке и доработке законопроектов членов Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному образованию и инновационной деятельности.

    6. Учитывая важность рассматриваемого вопроса, считать целесообразным привлечь внимание к данной проблеме представителей других профильных комитетов ТПП России и руководителей территориальных торгово–промышленных палат.

    При рассмотрении второго вопроса докладчик подчеркнул, что в настоящее время в стране сложилась исключительно сложная ситуация в плане наличия квалифицированной рабочей силы. За период рыночных преобразований из производственной сферы ушло от 30 до 80 процентов профессионально подготовленных кадров. Сейчас работники высшей квалификации в России составляют всего 5 процентов экономически самостоятельного населения. Образовательная система далеко не в полной мере настроена на подготовку кадров, необходимых для нынешней, а тем более ожидаемой в перспективе структуры национальной экономики. Кроме этого миллионы людей, уже получивших профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование, нуждаются в переподготовке.

    Выступившие в прениях члены Комитета отметили в частности, что 24 марта 2005г. в Большом Кремлевском Дворце на встрече с представителями общественных организаций российского бизнеса Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, «…сейчас активно обсуждается проблема реформы образования. Хотел бы обратиться к вам с просьбой принять в этой дискуссии самое активное участие. Мне бы хотелось, чтобы вы повлияли на этот процесс, потому что именно предпринимательское сообщество должно самым активным образом влиять на рынок труда.

    Мы сталкиваемся сегодня с очевидной проблемой несоответствия и количества подготавливаемых кадров, и их профессиональной подготовки, уровнем и направленностью, то есть несоответствие между потребностями рынка труда и тем, что предоставляет наша образовательная система. Эти несоответствия должны быть совместно устранены…».

    В выступлениях также обращалось внимание на необходимость практической реализации установки на опережающее развитие начального профессионального и среднего профессионального образования, предусмотренной Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года; разработке совместными усилиями органов управления субъектов Российской Федерации и отраслевых министерств, агентств и служб федерального центра с участием территориальных торгово-промышленной палат комплексных программ формирования и развития региональных и муниципальных рынков труда.

    Было высказано предложение о принятии необходимых мер, направленные на активизацию предпринимательских структур в развитии современного образования, системы подготовки и переподготовки кадров.

    Реализация изложенных предложений будет в определенной мере способствовать формированию современного, цивилизованного рынка квалифицированного труда в отечественной экономике.

    В результате обсуждения Комитет принял решение просить руководство ТПП России обратиться в Минобрнауки России с просьбой о включении в состав рабочих групп министерства по прогнозированию и мониторингу потребностей рынка труда в профессиональных кадрах; формированию перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования; разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования представителей Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному образованию и инновационной деятельности.

    При рассмотрении третьего вопроса было принято решение рекомендовать руководству ТПП России выдать свидетельства о сертификации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Московской государственной академии приборостроения и информатики и Московской финансово-юридической академии.

    Комитет ТПП РФ по содействию профессиональному
    образованию и инновационной деятельности