В Конгресс-центре ЦВК «Экспоцентр» в рамках деловой программы 22-ой международной специализированной выставки «Реклама-2014» прошел круглый стол Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы на тему «2015 год в социальной рекламе – самопиар или эффективность?». На нем обсуждались вопросы современного состояния рынка социальной рекламы и перспективы его развития в 2015 году, роль бизнеса в развитии социальной рекламы и др.
В мероприятии приняли участие председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы Сергей Пискарев, заместитель директора Центра по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ, генеральный директор «ТПП-Информ» Сергей Небренчин, генеральный директор АНО «Лаборатория социальной рекламы» Гюзелла Николайшвили, председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов, президент российского отделения Международной рекламной ассоциации Борис Еремин и другие члены Комитета и представители отрасли.
Открывая заседание, Сергей Пискарев отметил некоторые позитивные сдвиги в развитии социальной рекламы, подчеркнув, что проблемы, тем не менее, остаются и отрасль находится в самом начале пути поиска креативных решений этих вопросов. В частности, он отметил важность выбора актуальной для общества тематики для социальной рекламы. Социальная реклама, продолжил он, направлена на то, чтобы менять поведение людей, к чему не все кампании в социальной рекламе способствуют. Вопросы остаются, и он предложил участникам круглого стола посмотреть на задачи социальной рекламы как на часть социальной ответственности коммуникационного бизнеса.
Гюзелла Гигинейшвили рассказала об истории развития социальной рекламы в стране и о ее состоянии на сегодняшний день. В частности, в 2004 году на социальную рекламу было потрачено 20 млн долларов при общем объеме рекламного рынка в 2 млрд долларов, что составило 1% данного рынка. На протяжении шести лет доля социальной рекламы в рекламном рынке России оставалась неизменной. В последние годы объемы социальной рекламы в стране стали медленно расти, и достигли 2-3% от общего объема рекламного рынка.
Руководитель проекта «Все равно» компании «Russ Outdoor» Дмитрий Тихонов рассказал об основных составляющих эффективной социальной рекламы. Отмечалось, что социальная реклама входит преимущественно в сферу государственных интересов, однако отдельные назначенные люди не всегда могут эффективно и грамотно распорядиться имеющимися возможностями. Указывалось, что зачастую под маской пропаганды общественных ценностей кроется коммерческая реклама. По его словам, действенная социальная реклама должна содержать призыв к поступкам, стимулировать людей быть более активными в решении своих социальных проблем. Реклама должна содержать яркие образы, вызывать эмоции и не оставлять никого равнодушным. Идея такой рекламы должна быть простой и понятной, а исполнение – нестандартной, но профессиональной. Качественная социальная реклама, завершил он, на сегодняшний день делается исключительно на энтузиазме его исполнителей, являясь видом корпоративной благотворительности.
Исполнительный директор Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР) Валентин Смоляков коснулся некоторых аспектов социальной ответственности коммуникационного бизнеса на примере действующей в АКАР Комиссии по социальной ответственности бизнеса. Основными задачами Комиссии, по его словам, являются: развитие сферы социальной рекламы как важной составляющей общественных коммуникаций, внедрение активностей по созданию и размещению социальной рекламы в повседневную практику членов Ассоциации, координация взаимодействия Ассоциации с прочими участниками рекламного процесса – объединениями рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей, потребителей рекламы, а также благотворительных организаций с целью обеспечения присутствия социальной рекламы в медиапространстве. Он рассказал об обширной общественной деятельности Комиссии, организованных мероприятиях по вопросам социальной рекламы, реализуемых проектах и о школе рекламных коммуникаций для некоммерческих организаций.
Управляющий директор TWIGA TOUCH Михаил Елагин коснулся креативного аспекта социальных компаний, рассказал об основных трудностях в поиске путей создания на примере собственных проектов, а вице-президент фонда «Мир молодежи» Тамара Роднова рассказала о Всероссийском конкурсе социальной рекламы «Новый взгляд».
Выступавшие представили участникам ряд успешных профессиональных социальных проектов, отличающихся нестандартным подходом к решению актуальных проблем.
В завершении заседания состоялся обмен мнениями. Высказывались точки зрения о том, что социальным рекламным проектам зачастую не хватает качества исполнения, точной конкретизации акцентируемой идеи, что они в большинстве случаев не отвечают поставленным задачам или реализуют сторонние коммерческие интересы. Участники круглого стола говорили о необходимости системного подхода к решению этих и других проблем развития социальной рекламы и предлагались пути их решения.
Центр по связям с общественностью и СМИ, К.Андроникашвили