В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы.
Открыл и вел заседание председатель Комитета Сергей Пискарев. На заседании выступили директор по маркетинговым исследованиям Аналитического центра группы VI (ВидеоИнтернешнл) Сергей Веселов, начальник Управления городской рекламы Департамента СМИ и рекламы г. Москвы Эдуард Королев, сопредседатель Общественного комитета по рекламе «Рекламный совет Нижегородской области» Сергей Стешов, президент Общественного совета по рекламе Санкт-Петербурга и Ленинградской области Сергей Пилатов.
По словам Сергея Веселова, итоги развития рекламного рынка России в 2013 году можно назвать противоречивыми. Рынок развивался неравномерно как по структуре, так и по времени, отмечается ослабление позиций крупнейших игроков. Среди позитивных тенденций он отметил рекордный уровень, которого достиг рынок по итогам года – 328 млрд рублей, и динамику общего роста, которая составила 10 процентов. Это один из лучших показателей, Россия заняла 11 место в мире и 4-е в Европе по темпам роста рекламного рынка. Для сравнения, США показали рост на 4 процента, Япония – 2 процента, Западная Европа в целом – 8 процентов.
В то же время, отмечает Сергей Веселов, это самая низкая динамика с 2000 года, исключая кризисный 2009 г. До кризиса рынок ежегодно прибавлял в среднем 30 процентов объема. В долларовом выражении нам только в этом году удалось вернуться к докризисным показателям.
Что касается различных сегментов, то лидерами в 2013 году стали контекстная реклама (+34 процента) и интернет (+27 процентов), умеренный рост показали радио, телевидение и наружная реклама, а вот объем рекламных бюджетов в прессе упал, по данным, озвученным Сергеем Веселовым, на 10 процентов. По прогнозам экспертов, в ближайшее время все перечисленные тенденции сохранятся, и рекламному рынку вряд ли стоит ждать серьезного роста.
Эдуард Королев привел данные о работе Департамента СМИ и рекламы г. Москвы в прошедшем году. Были заново составлены правила размещения рекламных конструкций, город был разделен на зоны, для которых были определены виды разрешенных конструкций. Теперь в центре города запрещено размещение крупноформатных рекламных объектов. Минувший 2013 год стал для Москвы беспрецедентным в части демонтажа рекламных конструкций, теперь у Департамента есть собственная структура, позволяющая Правительству Москвы заниматься демонтажем самостоятельно. Всего было снято 160 крышных конструкций, 20 видеоэкранов, 2,5 тысячи плакатов и еще примерно столько же щитов. В то же время, подчеркнул Эдуард Королев, для рекламщиков открываются и новые возможности, в частности, конвергенция рекламы и городской архитектуры.
Он также рассказал о предстоящем в октябре Международном рекламном саммите. Оргкомитет мероприятия Правительство Москвы соберет в ближайшие дни.
Сергей Стешов и Сергей Пилатов осветили ситуацию на рекламном рынке в регионах. Так Сергей Стешов посетовал на то, что федеральные сети забирают рекламные бюджеты у своих региональных подразделений. В результате из-за потери рекламных контрактов с одним только X5 Retail Group бюджет Нижегородской области не досчиталася 28 млн. рублей. Кроме того, Сергей Стешов обратил внимание присутствующих на проблемы, с которыми сталкивается в рекламной сфере малый бизнес. Негативное влияние на рынок оказали запреты на рекламу алкоголя и табака. В 2014 году рынок может упасть на 5-10 процентов в связи с запретом на рекламу медицинских услуг, привел мнение экспертов Сергей Пилатов.
Центр по связям с общественностью и СМИ, А. Казимирко-Кириллова