Открыл заседание и выступил вице-президент ТПП РФ Георгий Петров. Вел заседание Председатель Комитета, президент Российского Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Борис Фомин.
Обсудив проблемы и перспективы развития льняного комплекса страны, участники заседания отметили, что этот сектор экономики должен занять одно из ведущих мест в сельскохозяйственном и текстильном производстве России, способствовать повышению экспортного потенциала отрасли насыщению потребительского рынка конкурентоспособными товарами. Предпосылки к этому определены перспективой развития соответствующей отечественной сырьевой базы. Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы позволит увеличить заготовку льноволокна в 2,5 раза по сравнению с достигнутым объемом 2007 года и довести до 120 тыс. тонн в год, что существенно снизит зависимость отечественной текстильной промышленности от конъюнктуры мирового рынка сырья. В сельском хозяйстве на развитие производства льноволокна уже в текущем году направляются значительные средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В России развитие льняного комплекса позволит создать условия для улучшения социально-экономической ситуации в 36-ти льносеящих и льноперера-батывающих регионах страны и обеспечить рабочими местами более 450 тыс. человек. Вместе с тем, в целом, ситуация в льняном комплексе страны остается сложной. Как было отмечено на заседании, растущие потребности в льноволокне удовлетворяются не полностью. В 2007 году из Республики Беларусь и стран дальнего зарубежья его импортировано свыше 30 % от общей потребности.
Сложным остается положение в промышленном сегменте комплекса. Производство льняной пряжи за последние пять лет снизилось на 32,7 %, льняных тканей - на 26,6 % и составило в 2007 году соответственно 15,1 тыс. тонн и 101,2 млн. кв. метров. Выступающими отмечалось, что в последние годы сложилась тенденция снижения объемов поставок текстильных изделий из льна на экспорт. Экспорт в объеме производства льняных тканей с 67,2 % в 2003 году снизился до 31,0 % в 2007 году. Активная часть основных фондов предприятий физически и морально устарела и нуждается в техническом перевооружении, которое затруднено и осуществляется крайне медленно. В результате предприятия утрачивают свои конкурентные возможности и уже имеющиеся научно-технические решения по новым технологиям производства изделий медицинского и санитарно-гигиенического назначения, строительства, защиты окружающей среды, продукции для обороны не находят широкого внедрения.
Особо было отмечено, что отраслевая наука недостаточно активно работает над созданием продукции отрасли с применением нанотехнологий.
Учитывая сложившуюся ситуацию в льняном комплексе страны, исходя из задач стратегического и долгосрочного развития России до 2020 года, участники заседания решили:
1. Поручить председателю Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности Фомину Б.М., председателю Комиссии РСПП по текстильной и легкой промышленности Бирюкову А.А. обратиться в Правительство Российской Федерации и законодательные органы власти с предложениями по сбалансированному развитию всех звеньев льняного комплекса страны, имея в виду:
- разработку ведомственной целевой программы развития предприятий отечественной текстильной и легкой промышленности с учетом параметров Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования; сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы;
- разработку необходимых нормативных и законодательных актов образования и функционирования кластеров, как формы хозяйствующего субъекта;
- внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» в части изменения порядка предоставления предприятиям текстильной и легкой промышленности субсидий на погашение части процентной ставки по кредитам на техническое перевооружение производства, а также увеличения объема субсидий по кредитам на закупку сырья и техническое перевооружение предприятий и организаций отрасли.
2. Подготовить обращение в Минсельхоз России, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации по вопросу поддержки инициативы Правительства Вологодской области по созданию в качестве пилотного проекта льняного кластера, как формы хозяйствования, соответствующей стратегическому развитию экономики страны, предусмотрев определенные приоритеты в финансировании предприятий и организаций сельского хозяйства и промышленности, входящих в состав данного кластерного образования.
3. Рекомендовать предприятиям промышленного сегмента льняного комплекса в возможно короткие сроки разработать бизнес-планы перспективного развития производств, организации выпуска конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям мирового рынка.
4. Поручить Комитету ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности и Комиссии РСПП по текстильной и легкой промышленности наиболее значимые бизнес-планы (проекты) внести в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство регионального развития России и Минэкономразвития России для их реализации с участием государства на условиях государственно-частного партнерства.
5. С учетом реальной ситуации на российском рынке товаров отрасли подготовить предложения в Правительство Российской Федерации по созданию Комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по пресечению незаконного производства, реализации и ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
6. Поручить Комитету ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности и Комиссии РСПП по текстильной и легкой промышленности в порядке контроля рассмотреть ход выполнения данного решения на совместном заседании во II полугодии 2009 года.
Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ, Н.Смородина