Заседания

Заседания

15 июня 2011г.

Заседание Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка на тему: «Результаты исследования внемагазинной торговли в России»

В ТПП России состоялось заседание Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка на тему: «Результаты исследования внемагазинной торговли в России». Открыл и вел заседание председатель Комитета, генеральный директор Московской Международной Бизнес Ассоциации А.И.Борисов.

В заседании приняли участие члены Комитета, руководители ведущих торговых компаний, в том числе компаний удаленной торговли, и их профессиональных объединений, обществ потребителей, представители федеральных министерств и ведомств, экспертного сообщества и научной общественности.

До начала заседания А.И.Борисов представил вновь назначенного руководством Палаты ответственного секретаря Комитета Ю.Д.Васильева и гостя заседания – Генерального директора Группы компаний О’Кей П.Лонге.

Во вступительном слове А.И.Борисов охарактеризовал удаленную, или дистанционную, торговлю как особый сегмент рынка, который за последние 10 лет показал более, чем 20-процентный рост и по объемам составляет свыше 400 млрд. руб., что составляет около 4% объема розничной торговли России. Для мониторинга тенденций развития удаленной торговли и своевременного реагирования на текущую социально-экономическую ситуацию в отрасли, совершенствования нормативно-правовой базы ее развития в структуре Комитета была создана специальная Рабочая группа по удаленной торговле.

Рабочей группой было инициировано проведение совместно с НИУ «Высшая школа экономики» первого масштабного исследования тенденций развития отрасли, презентация первичных результатов которого легли в основу повестки дня данного заседания Комитета.

С докладом на тему: «Особенности и тенденции развития внемагазинной торговли России: текущее состояние, потенциал развития, регулирование» выступил руководитель Рабочей группы по удаленной торговле Р.Стивенс. Он, в частности, выделил несколько сегментов отрасли: прямые продажи, посылочную, почтовую торговлю, Интернет торговлю, торговлю через автоматы, торговлю на диване, которые демонстрируют общие тенденции смешивания форматов. Так, сегмент прямых продаж в своей деятельности активно использует интернет, а Интернет магазины, в свою очередь, используют каталоги для продвижения своей продукции. Все сегменты внемагазинной торговли демонстрируют большой, хотя и неравномерный, рост. Деятельность перечисленных сегментов охватывает значительную географию продаж, направлена на совершенствование качества обслуживания.

Наиболее значительный рост демонстрирует Интернет торговля, которая за последние 5 лет заняла почти половину сегмента внемагазинной торговли. Ожидается, что в ближайшие пять лет объем продаж через Интернет удвоится. В то же время, если прямые продажи демонстрируют наивысшую консолидацию игроков рынка, для другим сегментов такая картина не является характерной.

Среди выводов доклада Р.Стивенса – необходимость консолидации отрасли, ее саморегулирования, формирования единой системы популяризации ее деятельности, систематизация сбора и распространения информации, совершенствование мер и механизмов государственной и общественной поддержки.

Участники дискуссии высказались за доработку проведенного исследования и распространения полученных результатов среди делового сообщества, органов законодательной и исполнительной власти.

В ходе экспертной работы, проводимой в рамках исследования, имели место споры экспертов о достоверности и объективности полученных данных, правильности выбранных методик, однако выявленные тенденции развития отрасли были единодушно оценены как объективные и правильные.

Содокладчиком Р.Стивенса выступила д.э.н., профессор, заведующая кафдрой стратегического маркетинга НИУ «Высшая школа экономики» О.А.Третьяк.

О.А.Третьяк обратила внимание на то, что внемагазинная торговля обладает технологиями, получившими широкое распространение за рубежом и не столь популярными в России, которые позволяют объективно оценить стоимость той или иной компании и подобрать оптимальный пласт клиентов, интерактивно работать с клиентом и долговременно удерживать его.

С другой стороны, данные сектор является весьма неоднородным, и ряд факторов, в частности, недостаточное развитие в России платежных систем, активно сдерживают развитие внемагазинную торговлю. То есть перспективы ее развития во многом зависят от окружающей среды.

По завершении обоих выступлений развернулась дискуссия по таким вопросам, как недобросовестная конкуренция, необходимость более жесткой охраны прав потребителя, достаточности действующей нормативно-правовой базы регулирования внемагазинной торговли или необходимости совершенствования действующего и разработки нового федерального законодательства, перспектив саморегулирования отрасли. Наиболее острая дискуссия разгорелась вокруг сдерживающих развитие внемагазинной торговли Правил продажи товаров дистанционным способом и Федерального закона о персональных данных.

Участники заседания оценили выводы исследования как достаточно оптимистические. В подтверждение этого тезиса А.И.Борисов привел экспертные данные о том, что около 50 млн. россиян в истекшем году хоть раз воспользовались Интернетом, а из числа воспользовавшихся 94% хотя бы раз воспользовались покупкой в Интернете. Это – больше, чем аналогичные показатели в странах Европы.

В дискуссии по первому вопросу повестки дня активное участие приняли П.Б.Шелищ (Союз потребителей России), А.Иванов (Национальная ассоциация дистанционной торговли), Т.Калимуллин (М.Видео), И.Кургузов («Оборот.ру»), И.Владимирский (РБК-ТВ). Е.Мясин (Союз потребителей России) и др.

Вторым пунктом повестки дня заседания с докладом на тему: «О возможных последствиях ограничения на продажу сигарет в киосках» выступил Президент Гильдии маркетологов И.С.Березин.

Актуальность обсуждаемой темы обусловлена тем, что Депутаты Государственной Думы РФ, а вслед за ними и ряд депутатов региональных законодательных органов, выступили с предложениями по ограничению розничной торговли табачных изделий в нестационарных торговых объектах.

В частности, на разных площадках обсуждался запрет на продажу: в киосках и магазинах площадью менее 50 кв. м.; в городских поселениях в нестационарных торговых объектах, за исключением нестационарных торговых объектов специализированного назначения по торговле табачными изделиями; на остановочных пунктах наземного городского пассажирского транспорта; на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий, занимаемых организациями здравоохранения, организациями культуры, физкультурно-спортивными организациями; в зданиях, строениях, сооружениях, принадлежащих на праве оперативного управления органам государственной власти субъекта РФ, государственным учреждениям субъекта РФ, казенным предприятиям субъекта РФ, органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, а также в зданиях, строениях, сооружениях, принадлежащих на праве хозяйственного ведения унитарным предприятиям субъекта РФ и муниципальным унитарным предприятиям.

Предполагаемые ограничения на продажу табачной продукции в киосках, по мнению экспертов, могут привести к снижению потребления сигарет. Возможен слабо выраженный обратный эффект в силу приобретения потребителями части продукции впрок и возникновения (усиления) «серой», «уличной» торговли сигаретами никем не контролируемой или контролируемой криминальными структурами и / или коррумпированными представителями правоохранительных органов.

Предлагаемые меры по ограничению розничной торговли табачными изделиями, по мнению докладчика, по своей сути нерыночны и асимметричны, т.к. устанавливает более жесткие условия только в отношении нестационарных торговых объектов, наименее защищенного сегмента розничной торговли. По факту, это означает «выживание» киосков с рынка, поскольку табачные изделия в ассортименте нестационарных торговых объектов выполняют две ключевые функции: привлечения потребителя к ассортименту киоска через механизм мгновенного спроса и поддержания рентабельности бизнеса в целом (доля доходов от реализации табачных изделий в структуре доходов киосков варьируется от 20 до 70 процентов). И как следствие, продукты повседневного спроса исчезнут из торговых точек шаговой доступности.

Введение ограничений может привести к закрытию нескольких десятков тысяч небольших торговых точек (киосков, павильонов). Это приведет к сокращению числа реально работающих малых предприятий, сокращению налоговых поступлений и потере 100-150 тысяч рабочих мест.

Некоторый положительный эффект от введения ограничений может быть получен крупными торговыми сетями за счет роста показателей оборота (и прибыли) по торговле табачными изделиями. С другой стороны – увеличение площадей, занятых табачной продукцией в таких торговых точках, неизбежно (площади ведь фиксированы) приведет к сокращению площадей, отведенных под иную продукцию, в т.ч. медленно-оборачиваемую и социально значимую. Ни один эксперт не в состоянии назвать конкретных цифр.

Ожидается, что розничный оборот табачных изделий распределится в двух направлениях: крупные торговые сети, с одновременным усилением их доминирующего положения; теневой сектор – табачная продукция будет продаваться «из-под полы», что незамедлительно скажется на коррупциоемкости в нестационарной мелкорозничной сети.

В настоящее время у торговых предприятий, реализующих табачные изделия, нет законодательно установленного права требовать от покупателя предъявлять документ, удостоверяющий личность, для подтверждения совершеннолетия. Законодатели обходят эту проблему путем запрета розничной торговли табачными изделиями в киосках, не закрывая этот пробел в законодательстве для иных типов торговых объектов, что позволяет говорить о неглубоком анализе законодателями поднимаемой проблематики либо об ином фокусе их внимания.

Наделение субъектов РФ полномочиями по установлению дополнительных ограничений, в т.ч. в сфере розничного оборота табачных изделий, приведет к неконтролируемым популистским мерам.

Инициатива Мосгодумы в части запрета розничной торговли табачными изделиями в киосках в 100 метрах от границ территорий, занимаемых организациями здравоохранения, организациями культуры, физкультурно-спортивными организациями, а также в зданиях, строениях, сооружениях, занимаемых либо принадлежащих на праве оперативного управления органам государственной власти города Москвы, государственным учреждениям города Москвы и пр. на практике будет означать повсеместный запрет торговли рассматриваемой товарной категорией в нестационарных торговых объектах. Более того, такое предложение является яркой демонстрацией того, как далеко готовы зайти региональные законодатели в случае наделения их полномочиями осуществлять регулирования на своем уровне.

Участники заседания положительно оценили проведенную работу, сделанные выводы и предложения. Рабочей группе предложено активизировать свою деятельность, исходя из сделанных выводах о необходимости консолидации и поиска оптимальных механизмов саморегулирования отрасли.

П.Б.Шелищь предложил провести отдельное заседание Комитета на тему проблемы параллельного импорта. Предложение было поддержано участниками заседания.

Комитет ТПП РФ по развитию потребительского рынка