18 апреля 2008 года в г. Пермь состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Инвестиционная привлекательность розничных компаний и эффективные стратегии привлечения капитала».
Мероприятие было организовано по инициативе Национальной торговой ассоциацией и Комитом ТПП РФ по развитию потребительского рынка. Также в заседании приняли участие владельцы и топ менеджеры ведущих розничных компаний, таких, как торговые сети «Норман-Виват», «Семья», «Добрыня», «Смак», «Евросеть», «Спорттаун», сеть автосалонов «Машинный Двор», «Суперстрой-Пермь», ТЦ «Айсберг», инвестиционная группа «Антанта Пиоглобал», банк «Уралсиб», УК «Альянс Росно» и другие. Основным вопросом обсуждения была проблема отсутствия технологий и стандартов.
Как отметили выступавшие эксперты, одной из главных тенденций последнего времени является усложнение ритейлового финансирования. Связано это с тем, что многие сети имеют серьезную долговую нагрузку.
Сейчас в России продается более 150 сетей. И, как видно, бума покупок нет. Единственное, что объединяет эти сети, – логотип, все остальное – разное: структура, выкладка, внутренние процессы и многое другое. И все они состоят из ПБОЮЛ и ЧП. Это не сеть.
Чтобы при желании или необходимости получить внешнее финансирование или продать свой бизнес, нужно привести компанию – сеть магазинов – в надлежащий вид. Для этого потребуется система внутреннего контроля и система бюджетирования. Расходы по факту, как это принято, неприемлемы. Необходимо предоставить план расходов.
Кроме того, нужно предоставить возможным инвесторам полное раскрытие информации. Вывод этой дискуссии: технологии и стандарты – это то, чего действительно не хватает российским сетям для того, чтобы дело приносило реальную выгоду и имело перспективное развитие.
Закончилась конференция хотя и на оптимистичной ноте, но все-таки был обозначен ряд проблем российского ритейла, которые не удалось обсудить в рамках конференции. На протяжении последних двух лет развитие сетей в России находится в стагнации. Падает выручка, замедляется динамика, отмечен дефицит площадей, сократилось число вводимых объектов. Игроки рынка, занятые девелопментом, не занимается строительством объектов под ритейл, поскольку им это невыгодно.
Комитет ТПП РФ по развитию потребительского рынка