7 февраля 2006г. состоялся внеочередной съезд Союза транспортников России посвященный анализу влияния динамики роста цен на рентабельность национальных транспортных систем. Организаторы съезда: Союз транспортников России, Торгово-промышленная палата России.
Руководил работой съезда глава Союза транспортников России, Председатель Комитета по транспорту ТПП РФ В.Б.Ефимов. В работе съезда участвовали: президент ТПП РФ Е.М.Примаков, вице-президент ТПП РФ С.Н.Катырин, депутат Государственной Думы ФС РФ В.А.Семенов, первый вице-президент ОАО "Корпорация «Трансстрой» Е.В.Басин, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Ю.К.Шафраник, исполняющий обязанности главы Министерства транспорта и связи А.С.Мишарин, генеральный директор ОАО «Аэрофлот» В.М.Окулов, председатель Президиума Уфимского научного центра РАН Р.И.Нигматулин, президент Ассоциации судоходных компаний Н.Г.Смирнов, генеральный директор ЗАО «Знаменское» ( г.Красногорск) А.Ф.Болотин, председатель комитет а по транспорту Нижневартовской ТПП Тюменской области, генеральный директор ООО «Самотлортранс» Н.П.Бондарь, президент Российской академии транспорта, ректор Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения В.И.Ковалев.
В числе выступавших на съезде были: генеральный директор ООО «Транссибирский интермодальный сервис» П.Р.Лагов, генеральный директор МГОАО «Промжелдортранс» А.И.Кукушкин, профессор Финакадемии при Правительстве РФ О.Н.Дунаев, начальник отдела экономики топливно-экономического комплекса Департамента ТЭК Минпромэнерго России В.С.Алексеева, председатель общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства России В.И.Мохначев, заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи В.А.Клюс, заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству, и наукоемким технологиям В.А.Лазуткин, председатель правления «Транспортный союз республики Саха (Якутия)», заместитель гендиректора корпорации «Трансстрой» А.Н.Дудников, председатель комитета по транспорту Новороссийской ТПП, президент ассоциации «Автотранспортники Юга России» В.Г.Сенько, представитель общероссийского профсоюза авиационных работников, председатель профкома работников авиакомпании «Сибирь» А.И.Оспищев, вице-президент Российского транспортного союза М.И.Козлов.
Цель проведения съезда: обоснование для введения в 2006-07 годах пакета законодательных правовых актов прямого действия, обеспечивающих проведение цивилизованной государственной политики по ценообразованию. Так как именно законодательная база может и должна стать одним из основных механизмов по защите равноправных условий работы для всех субъектов рынка.
В своем приветственном слове Е.М.Примаков подчеркнул, что решено провести целую серию конференций по ценообразованию в сфере монополий и необходимости госрегулирования процессов. Речь, в первую очередь, идет о транспорте, сельском хозяйстве, строительстве, нефтегазовой отрасли, энергетике.
Е.М.Примаков считает, что от тарифной политики государства в отношении естественных монополий зависит успех или неудача в дальнейшем развитии российской экономики, социальная и политическая стабильность в стране.
Он подчеркнул, что неслучайно нынешний съезд – первый в череде мероприятий, посвященных проблемам тарифной политики. Ведь транспорт – это кровеносная система любой экономической системы. А уровень тарифов – важнейший фактор в обеспечении конкурентоспособности российских товаров.
«Сегодняшнее обсуждение позволит подготовить предложения по совершенствованию тарифной политики для бизнеса и государственного управления»- сказал Е.М.Примаков.
В основном докладе президент Союза транспортников России В.Б.Ефимов сказал, что сейчас как никогда страна должна определиться с дальнейшим путем развития – сырьевым или промышленным. И один из основных вопросов в дальнейшей стратегии – это вопрос ценообразования. Как формируются цены, за счет кого и за счет чего они растут?
Союз транспортников России обеспокоен стремительным ростом цен на топливо и другие материально-технические ресурсы. В результате происходит резкое снижение рентабельности транспортных предприятий, сокращение конкурентоспособности транспортных услуг.
По мнению В.Б.Ефимова, анализ государственной ценовой политики зарубежных стран в последние годы свидетельствует о работе комплексной и эффективной системы ценообразования, которую там применяют для немонопольного и монопольного секторов экономики. В первом случае действуют гибкими рыночными механизмами, во втором – жесткими рамочными механизмами, закрепленными в законодательном порядке по каждой монополии.
В.Б.Ефимов считает, что в России ценовой политикой занимаются разрозненно и нескоординировано, зачастую при изменении цен той или иной монополии имеет место сговор между производителями или между производителями и государством.
В числе законов, которые необходимо принять в ближайшее время, В.Б.Ефимов назвал законы о бухучете, о защите конкуренции, о лоббировании.
Вице-президент АСМАП (международные автомобильные перевозки) М.А.Низов перечислил проблемы отрасли: экономические, безопасности, экологические. Он считает, что государство не предпринимает никаких мер. Необходимы: внедрение топливных стандартов в соответствии с международными, экономический механизм стимулирования экологически чистого транспорта, механизм компенсации дополнительных затрат.
Генеральный директор ОАО «Аэрофлот» В.М.Окулов считает, что ситуация чрезвычайно тревожная, наступила другая реальность стабильно высоких цен на нефтепродукты и только государственное вмешательство и государственное участие может исправить ситуацию.
В числе просьб и предложений, которые прозвучали на тарифном съезде – «просить Президента России В.В.Путина, учитывая международный опыт, определить единый координационный государственный центр по проведению государственной ценовой политики в монопольном и немонопольном секторах экономики», «просить Правительство России рассмотреть вопрос о создании при Минэкономразвития РФ Научно-исследовательского института комплексных транспортных проблем и логистики товарных потоков».
Таким образом, в Решении внеочередного съезда Союза транспортников России отмечено, что в целях сохранения конкурентоспособности национальных товаров и услуг необходимо создать комплекс мер по снижению влияния динамики роста цен на топливно-энергетические и другие сырьевые ресурсы. По аналогии с опытом зарубежных стран требуются законы прямого действия с быстродействующими механизмами реализации.