Заседания

Заседания

27 марта 2008г.

Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии Л.Ветошкина приняла участие 27 марта 2008 года в Совете Федерации в парламентских слушаниях «Проблемы законодательного обеспечения охраны окружающей среды при использовании природных ресурсов», организованных Комитетом Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды. 27 марта 2008 г.

О системе взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду

Ветошкина Л.П. - Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии, к.э.н.

Одним из основных экономических инструментов охраны окружающей среды является система платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Однако этот механизм создавался в начале 90-х годов, а за прошедшие
17 лет изменилась система производственных отношений, основополагающих законодательных актов.

Давно назрела необходимость совершенствования этого экономического механизма и уточнения целей его применения.

В настоящее время в Российской Федерации существует ряд противоречий, препятствующих эффективному развитию рационального природопользования, природоохранной деятельности и совершенствованию природоохранного законодательства. Это вызвано следующими основными причинами:

- отсутствует государственная политика в сфере формирования экономических механизмов охраны окружающей среды;

- не осуществляется переход к новой разрешительной системе, базирующейся на технологическом нормировании. Действующая система нормирования негативных воздействий на окружающую среду характеризуется необоснованно завышенными требованиями к качеству выбросов, сбросов, размещению отходов предприятий; кроме того, она не стимулирует проведение природоохранных мероприятий из-за недостижимости установленных нормативов;

- существует несогласованность законодательных актов по недро- водопользованию и охране окружающей среды.

Одним из приоритетных направлений деятельности Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по природопользованию и экологии, который я здесь представляю, является анализ факторов, оказывающих негативное влияние на развитие предпринимательства, содействие устранению необоснованных ограничений и бюрократических барьеров в природоохранной деятельности малого и среднего бизнеса. Комитет системно занимается анализом и подготовкой предложений по нормативным документам, подготавливаемым Ростехнадзором по различным аспектам управления охраной окружающей среды, и в особенности в сфере администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Комитетом ТПП РФ по природопользованию и экологии при участии Департамента по законодательству ТПП РФ в 2008 г. планируется подготовка, обсуждение и внесение предложений по проектам изменений законодательных актов в сфере платы за негативное воздействие. Причиной рассмотрения данной проблемы является ужесточение в последние годы требований к субъектам хозяйственной деятельности в части оформления документов по допустимому воздействию на окружающую среду, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности, что сопровождалось постоянным ростом расходов предприятий на оформление разрешительных документов.

Безусловно, совершенствование экономических механизмов должно происходить путем принятия законодательных актов. Необходима существенная корректировка подхода к совершенствованию системы платы за негативное воздействие на окружающую среду и обоснованные расчеты финансовой нагрузки по плате для отдельных отраслей промышленности. Для принятия обоснованных решений необходимо обсуждение предложений с представителями бизнеса, для которых эти акты могут иметь принципиальные последствия.

Считаем опасным для развития производства и необоснованным сведение экономического механизма охраны окружающей среды к взиманию в бюджет средств в виде платежей, штрафов и средств за возмещение нанесенного природе вреда.

Ещё более опасно, когда это делается не законодательными актами, а ведомственными документами. Например, приказ Ростехнадзора №204, изменил существующий порядок, установив требование о ежеквартальном взимании платы не за объем размещаемых на хранение в отчетном периоде отходов, а за весь объем хранящихся отходов, накопленных за всю историю деятельности предприятия.

Очевидно, что требование ежеквартальной уплаты абсурдных миллиардных платежей заведомо невыполнимо для предприятий горнорудной, нефтегазовой, химической промышленности, чёрной и цветной металлургии.

Необходимо подчеркнуть, что установление важнейших правовых норм в ведомственном документе противоречит Решению Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N ГКПИ 03-49, принятому во исполнение определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О, в котором подтверждено, что определение порядка взимания платы и ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду находится в компетенции Правительства Российской Федерации, но не может быть делегировано на уровень министерств и ведомств.

В связи с этим имеются основания утверждать, что при принятии Приказа №204 от 05.04.2007 Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору превысила свои полномочия.

Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»:

- в нарушение действующего законодательства изменяет порядок исчисления платежей за размещение отходов, ведущий к росту сумм платежей до абсурдных размеров, несовместимых с ведением экономической деятельности в основных отраслях экономики России;

- противоречит действующему водному законодательству, содержит ссылки на отсутствующие механизмы нормирования, что приводит к предъявлению предприятиям заведомо невыполнимых требований;

- содержит избыточные административные процедуры.

Ростехнадзор, выпустив приказ № 204, распространил действие нормативов платы, утвержденных постановлением Правительства № 344, также на массы отходов, накапливаемых на территории предприятия в специально отведенных местах (в контейнерах), которые не являются объектами размещения отходов, в то время как нормативы платы установлены только для размещения отходов в объектах размещения.

Таким образом, за массу накопленных на конец каждого квартала отходов природопользователь должен дважды вносить плату в бюджетную систему РФ: один раз – в конце отчетного периода за накопление на производственной площадке (следует подчеркнуть - не в объекте размещения отходов!) и вначале следующего отчетного периода, когда он их разместит в объекте размещения.

С учётом вышеизложенного, считаем, что необходима срочная приостановка его действия с внесением изменений как в приказ, так и в смежные нормативно-правовые акты, для полного устранения вышеперечисленных недостатков.

В Правительство РФ в середине декабря 2007 г. обратились Президент РСПП А.Н.Шохин, Президент ТПП РФ Е.М.Примаков, руководители крупнейших компаний с просьбой отменить упомянутый приказ.

Однако до настоящего времени никакого решения не принято, и к предприятиям по прежнему могут предъявляться требования, которые в течение 2-3 кварталов могут привести их к банкротству.

Для решения накопившихся системных проблем явно недостаточно планируемого внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2005 № 410)

По нашему мнению, необходимо срочно принимать закон «О плате за негативное воздействие на окружающую среду». Считаем, что законопроект, внесенный в Государственную Думу депутатом Грачевым В.А., может быть рассмотрен в первом чтении. В законе должен быть предусмотрен механизм использования платы в основном в местах оказания негативного воздействия (это может быть зачет платы на выполнения предприятиями важнейших мероприятий, обеспечивающих снижение негативного воздействия). Должен быть переходный период внедрения экологических нормативов, соответствующих лучшим имеющимся технологиям и методам, с учетом реального технологического уровня производства, ресурсно-финансового потенциала отечественной промышленности, природно-климатических и ландшафтных условий, дифференциации территорий по уровням антропогенного воздействия на окружающую среду, природно-восстановительного потенциала, удельной плотности населения, а также уровня загрязнения за предшествующий период.

Необходимо предусмотреть упрощенный порядок расчета платы для малого бизнеса.

Экономический механизм - это не только санкции, но и стимулирование развития бизнеса, заботящегося о сохранении окружающей среды.