Заседания

Заседания

19 ноября 2003г.

Пресс-конференциия: «Итоги опроса представителей российской промышленности. Обращение к председателю правительства РФ Михаилу Касьянову», РИА «Новости», 19 ноября 2003 г.

В Российском информационном агентстве "Новости" 19.11.03 состоялась пресс-конференция: "Итоги опроса представителей российской промышленности. Обращение к председателю правительства РФ Михаилу Касьянову". (РИА «Новости», 19.11.03)

Участники - президент "Независимой северной природоохранной инициативы "НеСПИ!", руководитель рабочей группы РСПП по экологии Николай Тонков; председатель Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии Сергей Алексеев; член рабочей группы РСПП по экологии, вице-президент "НеСПИ!" Дмитрий Зеленко.

Основное внимание в рамках опроса уделялось законопроекту «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», правомочности и целесообразности экологического коэффициента-2, введенного правительственным постановлением №344 от 12 июня 2003 года.

Прежде всего, опрос показал, что 94,9% промышленников выразили заинтересованность в поддержке акции «НЕСПИ!», направленной на принятие справедливого природоохранного законодательства. Данная тема близка и весьма актуальна для них. Не удивительно, что 83% промышленников считают введение коэффициента-2 для предприятий Крайнего Севера несправедливым. Там думают даже те, чьи производства не находятся на данных территориях. Поддерживают введение коэффициента 11,9% промышленников и 5,1% затруднились ответить.

Вопрос возврата платежей очень актуален для предприятий – 84,7% из них имеют собственные природоохранные программы. 86,5% могли бы увеличить их финансирование. 6,8% не смогут этого сделать. Примерно столько же, 6,7% затруднились с ответом.

Среди представителей органов власти введение экологического коэффициента-2 считают справедливым 61,2% ответивших на вопросы анкеты «НЕСПИ!». 38,8% так не считают. Основным аргументом «за», по словам чиновников, является огромный ущерб ранимой северной природе, на естественное восстановление которой уходит намного больше времени, чем в иных регионах – таковы основные доводы, звучавшие, в том числе, по горячей телефонной линии. Однако чиновники не могут объяснить, как ранимой природе помогут изымаемые у предприятий деньги и направляемые в бюджет без гарантий их использования на природовосстановительные мероприятия. Некоторые респонденты принимают данный довод и приходят к выводу о необходимости разработки реальных механизмов природовосстановления.

Вместе с тем, 72% чиновников не думают, что «экологические деньги» пойдут на природовосстановительные мероприятия именно в тех регионах, где происходит загрязнение. Так полагают лишь 28% из них. В ответах промышленников картина еще более отчетлива. 95% из них и мысли не допускают, что поступающие в бюджет «экологические деньги» пойдут на природоохрану в районы негативного воздействия.

Довольно высокий процент ответов чиновников, сомневающихся в целевом использовании, вероятно, можно объяснить существующей практикой недофинансирования целевых программ, в том числе Федеральных (например, Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России») и особенно на региональном уровне – что уже подтверждалось Счетной Палатой.

И - парадокс - 66,7% чиновников считают, что промышленность сможет увеличить инвестиции в новые технологии и модернизацию производства в случае возврата экологических платежей на предприятия для решения природоохранных задач и отмены коэффициента-2, в частности.

Здесь мы наблюдаем явное противоречие с ответами чиновников относительно справедливости введения коэффициента-2 и допущение, что если оставлять деньги предприятиям, то экологическая ситуация имеет больше шансов на выздоровление. Объяснить подобное противоречие можно расхождением корпоративных интересов чиновников и здравым смыслом. Корпоративные интересы исповедуют фискальный подход – увеличение сбора денег в бюджет. Здравый смысл велит возвращать деньги на предприятия для развития природоохранных программ и переход на новые, природосберегающие технологии. Ведь основная цель – улучшение окружающей среды. Люди должны дышать чистым воздухом. Пить чистую воду. Проведенный опрос очень четко выявил это противоречие.

Соответствующим национальным интересам России развитие производства и улучшение социально-демографической ситуации на Крайнем Севере признают 89% чиновников.

Правда, наличие 11% ответивших отрицательно мы можем объяснить не слишком четкой формулировкой данного вопроса, которая могла предполагать так же термин «несоответствие» как несоответствие интересам состояние реальных дел. Таким образом, можно утверждать, что практически все чиновники, ответившие на данный вопрос, ратуют за экономическое развитие Крайнего Севера.

83% чиновников считают недостаточным то внимание, которое уделяется в СМИ теме состояния окружающей среды. 17% не видят особых проблем в этой области. Предполагая изначально конфликт интересов, мы не задавали представителям властей вопрос об их заинтересованности в поддержке акции Независимой Северной Природоохранной Инициативы.

Комитет ТПП РФ по природопользованию и экологии