21 ноября 2005 г. в ТПП РФ состоялось заседание Комитета ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности. Вел заседание председатель Комитета С.Ю.Глазьев.
Основная тема заседания – рассмотрение вопросов о едином экономическом пространстве (ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и Украины.
С целью координации усилий в решении обозначенного вопроса в работе заседания Комитета приняли также участие председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса В.П.Ермаков, председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка А.И.Борисов.
С докладами выступили Генеральный секретарь ЕврАзЭС Г.А.Рапота (Формирование ЕврАзЭС и его перспективы) и Национальный координатор России в ЕЭП Д.И.Сухопаров (О ходе работы по формированию ЕЭП).
В январе 1995г. Россия и Белоруссия договорились об образовании Таможенного союза, тогда же к этой договоренности присоединился Казахстан, в марте 1996г. – Киргизия, а в 1999г. – Таджикистан. В феврале 1999г. эти страны поставили задачу поэтапного и планомерного продвижения по пути к интеграции, заключив Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Принятое в порядке реализации Договора соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и ЕЭП от 26 октября 1999г. предусматривало максимальное упрощение процедур таможенного контроля на внутренних границах, координацию действий по активизации торгово-экономического сотрудничества, создание основы для формирования общего таможенного тарифа, принципы применения защитных мер в торговле и ряд других мер. Данное соглашение Россия ратифицировала только в мае 2003г.
В целях придания интеграционным процессам оптимальных темпов и глубины, отвечающим возможностям стран «пятерки», и по инициативе России 10 октября 2000г. эти страны подписали в Астане Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В октябре 2005г. главы государств-членов Организации Центрально-Азиатское сотрудничество (России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана) приняли решение об объединении этой организации с ЕврАзЭС.
Тем самым была создана правовая основа для перевода сотрудничества на качественно иной интеграционный уровень – образованы: высший координационный орган на уровне глав государств и глав правительств; постоянно действующий Интеграционный комитет на уровне вице-премьеров; институт постпредов Сторон при Сообществе; орган парламентского сотрудничества (межпарламентская ассамблея) для рассмотрения вопросов гармонизации национального законодательства; Суд Сообщества для обеспечения единообразного применения заключаемых в рамках ЕврАзЭС соглашений и решений. Была введена система пропорционального распределения голосов при принятии решений в Интеграционном комитете. В совместном заявлении государств-членов Сообщества формирование Таможенного союза и ЕЭП были отнесены к основным приоритетам ЕврАзЭС.
Однако с самого начала ЕврАзЭС столкнулся с целым рядом трудностей, которые вытекали из различий в структуре экономики и уровнях развития стран пятерки. Цели гармонизации законодательства стран пятерки достигнуты не были, не удается пока добиться равенства конкурентных условий, единых правил предоставления госсубсидий и единообразия таможенных ставок. Несмотря на утверждение в 2003г. «Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2004-2006 г.г.», предполагавших создание в 2006г. полноценного таможенного союза, реализация этого документа идет, как считают, недостаточно энергично.
В феврале 2003г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина приняли решение о создании зоны свободной торговли и ЕЭП. 19 сентября 2003г. главы четырех государств в Ялте на саммите СНГ подписали соглашение и другие договоренности о формировании ЕЭП.
Подписанные в Ялте документы, предусматривали в три этапа обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы (через установление режима свободной торговли; согласование таможенных ставок; унификацию таможенного законодательства, принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов; создание предпосылок для формирования единой конкурентной среды; формирование таможенного союза; отмену ограничений в торговле; применение единых правил) на территориях стран-участниц.
ЕЭП, согласно договоренностям, формируется поэтапно, в рамках «разноуровневой и разноскоростной интеграции». Переход от одного этапа к другому осуществляют те стороны, которые в полном объеме выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе комплекса мер по формированию ЕЭП.
Вместе с тем, в согласованном плане действий (анализ и унификация законодательства; отмена ограничений в торговле; применение единых правил) конкретные сроки решения поставленных задач не были определены. Стороны лишь договорились создать семь рабочих групп для работы над решением первой задачи – анализа нормативных актов четырех стран ЕЭП. Участники Соглашения разработали первые 29 документов ЕЭП, проекты которых планировалось подготовить для подписания к 1 июля 2004г. (по состоянию на начало 2005г., число таких соглашений составило 93, однако подписание первых 29 перенесено на 1 декабря 2005г.).
На саммите СНГ в августе 2005г. главы трех государств (кроме Украины) договорились – при условии подписания 1 декабря 2005г. первых 29 соглашений - подготовить к подписанию к 1 марта 2006г. следующие 15 соглашений. В итоге будет фактически создана правовая база Таможенного союза (Украина настояла на том, чтобы в формулировках сочетание «Таможенный союз» не использовалось; украинцы предпочитают термин «зона свободной торговли без изъятий и ограничений»).
В настоящее время работа по ЕЭП ведется в рамках сводной рабочей группы фактически в формате 3+1, в соответствии с тем, что официальный Киев заявляет о готовности подписать лишь половину из обозначенного круга договоренностей.
Заслушав докладчиков, участники заседания задали им ряд вопросов и обменялись мнениями о перспективах интеграции в рамках ЕЭП.
Департамент внешних связей
Центр общественных связей и информации
21 ноября 2005г.
Заседание Комитета ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности:перспективы ЕЭП и ТС