На расширенном заседании Президиума Правления ТПП РФ и Совета руководителей ТПП, которое состоялось в ЗАО «Экспоцентр» на Краснопресненской набережной, главным темой повестки дня был вопрос «О состоянии и перспективах развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации».
Открыл и вел заседание Президент ТПП РФ Сергей Катырин. Он отметил важность и актуальность рассматриваемого вопроса, отметив, что в ходе дискуссии предстоит выработать общую позицию относительно предложенного Минпромторговли РФ проекта Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации и Плана мероприятий по реализации данной Концепции.
С докладом по данной теме выступил вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко.
Он, в частности, отметил, что за последние годы в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности произошли заметные перемены; это в значительной степени связано с тем, что правительство стало больше внимания уделять этой отрасли экономики, рост в которой за период 2006-2011 гг. составил 17 процентов. Россия все активнее принимает участие во Всемирных выставках; на последних трех (в Испании, Китае, Южной Корее) ее павильон награждался серебряной медалью.
Активно занимаются выставочной деятельностью 93 ТПП; в течение года торгово-промышленные палаты проводят или участвуют в организации около 700 выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий. За 10 лет объем выставочных услуг ТПП вырос более, чем в 12 раз, и составил в 2011 году 909 млн рублей.
Оправдала себя такая форма работы, как патронирование ТПП РФ ведущих выставок. Ежегодно под патронажем Палаты проходит около 150 выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий в Москве и регионах. Особое внимание уделяется стимулированию выставок, способствующих развитию инновационной деятельности, поддержке малого и среднего бизнеса и т.д.
Россия занимает неплохие позиции в международном рейтинге по числу выставочных мероприятий; однако не во всех регионах есть выставочно-ярмарочные комплексы, что не позволяет пока подняться выше.
Но есть немало проблем, нерешенных вопросов; есть резервы и возможности, которые надо использовать. Поэтому ТПП РФ вышла с предложением к руководству страны о разработке новой концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации.
Развитие российской выставочной отрасли отстает от показателей в ряде ведущих стран как в абсолютном объеме, так и в доле выставочной отрасли в ВВП. Действующая нормативно-правовая база не в полной мере регулирует вопросы деятельности и развития отрасли. Недостаточно развита материально-техническая база. Развитие заметно в основном в центре, восточная часть страны отстает; между тем, именно восточные страны сейчас активнее всего развиваются, и это необходимо иметь в виду нам, планируя, развивая и популяризуя выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность.
Необходимо создать эффективную систему координации и государственной поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, обеспечить участие России в конкурсах на проведение международных конгрессных мероприятий и т.д. Интеграционные процессы, рост конкуренции в связи с вступлением в ВТО, заявка России на право проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО в 2020 году, современный уровень экономики – все это, вместе взятое, требует выработки новых подходов в выставочной сфере.
В дискуссии приняли участие директор департамента внешнеэкономических отношений Минпромторга РФ Алексей Груздев, директор ЗАО «Экспоцентр» Сергей Беднов, президент ТПП Белгородской области Валерий Скруг, заместитель министра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов, член Президиума Правления ТПП РФ Виктор Ермаков, генеральный директор ОАО «ЦМТ» Владимир Саламатов, президент ВО «Рестэк» Сергей Трофимов, другие.
Итоги дискуссии подвел Президент ТПП РФ Сергей Катырин. По его мнению, в концепции следовало бы также отразить роль бизнес-объединений и бизнес-ассоциаций в развитии выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, больше внимания уделить региональному аспекту. Наконец, необходимо получить ясный сигнал от государства о том, что оно ожидает от выставочной деятельности усиления именно инновационного аспекта; простой рост числа выставок с давно известными товарами, сделанными по старым технологиям, не принесет ожидаемой отдачи. Необходима также прозрачность при принятии решений о нашем участии в международных выставках и выборе компании, ответственной за нашу экспозицию – здесь следовало бы привлекать к работе бизнес-сообщество; оно не пропустит случайного кандидата.
Проект решения по рассматриваемому вопросу было решено дообработать с учетом поступивших в ходе дискуссии замечаний и дополнений.
Далее Президиум Правления ТПП РФ рассмотрел ряд других вопросов, по которым были приняты соответствующие решения.
Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь