Общественный совет при Росреестре провел публичные слушания

Главная

Общественный совет при Росреестре провел публичные слушания

Общественный совет при Росреестре, который возглавляет председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Олег Скуфинский, провел публичные слушания. Тема слушаний: «Снятие административных барьеров при государственной регистрации прав крупных застройщиков. Пути повышения эффективности взаимодействия Росреестра с крупными правообладателями».

Открывая слушания, Олег Скуфинский сказал, что собравшимся предстоит обсудить результаты проведенного Национальным объединением строителей и Институтом экономики города мониторинга и оценки уровня административных барьеров в жилищном строительстве, оценить мероприятия Росреестра по снижению административных барьеров, повышению качества оказания услуг, а также ознакомиться с проектом Дорожной карты «Регистрация собственности».

На слушаниях выступили руководитель аппарата Национального объединения строителей (Нострой) Михаил Викторов, президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева, генеральный директор ООО «Институт территориального планирования «Град» Анна Береговских, заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников, глава Общественного совета при Росреестре, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Олег Скуфинский, другие.

Мониторинг административных барьеров в жилищном строительстве был проведен в 43 городах России; анализировались количество процедур, стоимость их осуществления и сроки. Необходимо сокращать административные процедуры, начиная с этапа землеустроительной и градостроительной подготовки и заканчивая этапом государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимости. При этом регистрация прав - это далеко не самое трудное; тем более, что  Росреестр на «своем участке» стремится, где это возможно, переходить на электронную форму организации работы, и это правильно.  Значительно больше времени и сил уходит на  процедуры, связанные с решением таких проблем, как газо-тепло- и электросети, на преодоление процедурных «рогаток», разработанных местной администрацией. Это долгий временной круг, говорили выступающие, и это немалые дополнительные затраты, поскольку приходится для ускорения принятия и оформления решений, кроме прочего, учитывать и расходы на «коррупционный налог».

В целом же, как показал мониторинг, приходится проходить 98 процедур, что требует порядка тысячи дней и более 20 млн рублей затрат. Причем только треть из процедур федерального уровня; остальные - это, как правило, в основном процедуры избыточные, без большинства которых можно обойтись, что позволило бы сэкономить не только деньги, но и время - более 700 дней.

Сроки регистрация первичного права собственности разнятся в зависимости от регионов:  от 3-7 до 60 дней. Перевес пока на стороне более длительных сроков. Недешево для юридических лиц стоит и сама регистрация – 15 000 руб за каждую квартиру; учитывая, что в многоэтажном доме несколько сот квартир, набегает изрядная сумма. Все эти и другие затраты, естественно, перекладываются потом на покупателей жилья.

Кстати, много вопросов вызывает идея законодательного введения обязательной нотариальной регистрации сделок; эти услуги будут оплачиваться суммой, равной определенному проценту от рыночной стоимости объектов, что неизбежно создаст очередную огромную трудность для наших в подавляющем большинстве своем очень небогатых сограждан. В ходе слушаний было решено посвятить этой острой теме отдельное обсуждение, чтобы проанализировать все аспекты вопроса, который может серьезно усложнить жизнь как граждан, решающих свои жилищные проблемы, так и предпринимателей.

По своей природе, утверждали участники обсуждения, снятие административных барьеров в строительстве - проблема межведомственная, и решать ее надо системно. Вообще в стране должна быть разработана единая комплексная стратегия развития градостроительной политики и земельно-имущественных отношений на долгосрочный период.

Заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников рассказал об усилиях ведомства по развитию электронных услуг. В этой работе по итогам  2011 года впереди Московская, Ростовская, Оренбургская области, Республика Хакасия. Государственный централизованный кадастр недвижимости - федеральный государственный информационный ресурс - общедоступен. Что касается земельных участков, то сегодня почти на сто процентов регистрация изменений стала электронной. Кроме прочего, это серьезный ресурс в борьбе с коррупцией. Чиновник не имеет «под рукой» документы и, следовательно, не может разрешить, запретить или затянуть доступ к ним.

В ходе дискуссии высказывалась мысль, что регистрация прав собственности не должна  продолжаться дольше пяти дней. Представитель Росреестра отметил, что организация готова перейти на электронную регистрацию; с технической точки зрения это вполне возможно; но нужно принять соответствующий закон о регистрации прав, который находится в Госдуме ФС РФ. Идее организовать сегодня для юридических лиц отдельное окно с целью ускорения процесса регистрации был противопоставлен контраргумент: и юридические, и физические лица в данном случае по закону абсолютно равны, очередь не может быть отдельной. Для кардинального ускорения процесса нужен переход на электронную систему; только это может ликвидировать очереди.

В заключение общественных слушаний председатель Общественного совета при Росреестре, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Олег Скуфинский рассказал о подготовке проекта Дорожной карты «Оптимизация процедур регистрации собственности», направленной на упрощение государственной регистрации собственности и улучшение позиции России в рейтинге инвестиционной привлекательности Мирового банка Doing Business». Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным поставлена задача к 2018 году поднять Россию в рейтинге инвестиционной привлекательности со 120 на 20 место. Задача непростая, но выполнимая. На сегодняшний день, в рамках Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, подготовлены и одобрены председателем Правительства Российской Федерации первые четыре Дорожные карты в следующих сферах государственного регулирования: строительство, таможенное администрирование, подключение к сетям, международная торговля. Эти и иные показатели оказывают влияния на ведение предпринимательской деятельности и используются при определении места страны в международном рейтинге по экономикам 183 стран мира.

Нам есть, что  вписать в Дорожную карту, сказал Олег Скуфинский. Рейтинг условий для предпринимательства  Doing Business-2012 показал, что не остались незамеченными  российские реформы в упрощении регистрации прав собственности; Россия с 51 места поднялась на 45. Есть основания считать, что к 2018 году реально подняться и на четвертое место. Для этого важно реализовать системные меры, которые позволят сократить количество процедур при регистрации собственности в пять раз, а сроки в восемь раз - с 43 до 5 дней. Например, уже сегодня в Краснодарском крае отдельные объекты можно зарегистрировать за 1 день. При этом, в случае сокращения количества процедур, обязательных для регистрации прав, произойдет несущественное снижение показателя стоимости с 0,2% до 0,19%. Необходимо отметить, что это одна из десяти самых низких в мире ставок, выраженных в процентном отношении к стоимости недвижимости.

Олег Скуфинский представил различные аспекты проблемы, отметив, что не все зависит от Росреестра. Очень важно обеспечить качество и полноту входной информации в систему, а это уже компетенция органов местной власти. Основные этапы и направления работы для формирования Дорожной карты, по мнению Олега Скуфинского, должны быть следующими: инвентаризация проблем; формирование требований к входной информации о территориях и объектах недвижимости; совершенствование кадастровых и регистрационных процедур; организация информационного обеспечения; совершенствование системы мотивации и ответственности кадров; совершенствование инфраструктуры оказания государственных услуг (в т.ч. МФЦ); создание полноценной системы общественного контроля (в т.ч. экспертиза, СРО), организация PR-услуг Росреестра (в частности, обучение клиентов).

Осенью Дорожная карта должна быть готова и предложена на рассмотрение Правительству РФ. Оценивается, что ее реализация должна обеспечить к 2018 году, максимум в пятидневный срок одну процедуру регистрации прав, снижение стоимости услуг, приемлемую для всех клиентов, и т.д.  К вопросу о Дорожной карте предстоит возвращаться неоднократно по мере ее реализации, подчеркнул в заключение Олег Скуфинский.

Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь