В ТПП России состоялся «круглый стол» на тему: «Социальное предпринимательство в России: опыт и перспективы развития».
«Круглый стол» стал одним из центральных мероприятий Международного дня социального бизнеса, который 28 июня отмечается в этом году впервые в России. В мире Международный день социального бизнеса празднуется ежегодно на протяжении трех последних лет. Инициатором этого праздника стал лауреат Нобелевской премии мира, основатель группы Grameen Мухаммад Юнус. Сторонники социального предпринимательства 28 июня делятся друг с другом различными разработками, идеями в этой области, отмечают достижения коллег, обсуждают дальнейшие пути развития социального бизнеса.
Организатором проведения Международного дня социального бизнеса в России выступил Координационный совет ТПП РФ по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства при поддержке Совета Федерации ФС РФ, Минэкономразвития России, Правительства Москвы, Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» и Российского микрофинансового центра, «ОПОРА РОССИИ», РСПП, Агентства стратегических инициатив (АСИ), ОАО «МСП Банк».
Участников и гостей «круглого стола» приветствовал Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, председатель Координационного совета ТПП РФ по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства Сергей Катырин.
По его мнению, тема социальной ответственности бизнеса как таковая далеко не нова; ее развивали еще российские купцы и предприниматели, предоставляя возможность заработать тем, кто не мог выполнять обычную работу, или продавая неимущим товары с большой скидкой и т.д.
Но форма и понятие «социальный бизнес» в нынешнем виде появились сравнительно недавно. В ТПП РФ этому вопросу уделяют серьезное внимание. Уже есть солидный опыт Рязанской и Химкинской ТПП, где в сотрудничестве с администрацией, бизнесом и общественностью реализуются программы поддержки прежде всего льготных категорий граждан (им предоставляются основные продукты питания и лекарственные препараты и некоторые услуги по ценам, намного более низким, чем обычно). Сергей Катырин считает, что этой темой следует максимально активное заняться ТПП РФ и территориальным палатам, а также другим объединениям предпринимателей. Нужен широкий общественный диалог. Необходимо совершенствовать законодательство; сегодняшнее законодательство тоже в принципе, за исключением некоторых моментов, не препятствует развитию социального бизнеса, но новое нужно, чтобы максимально способствовать развитию этого нужного стране предпринимательства.
Вели «круглый стол» член Правления ТПП РФ, заместитель председателя Координационного совета ТПП РФ по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства Михаил Мамута и член Координационного совета ТПП РФ по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства Ольга Рябова.
В дискуссии приняли участие, в частности, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, председатель Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики Оксана Дмитриева, директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», заместитель председателя Координационного ТПП РФ совета по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства Наталия Зверева, председатель Комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и демографической политике Давид Якобашвили, заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ Андрей Медведев, член Правления, заместитель председателя правления ОАО «МСП Банк» Олеся Теплоухова, вице-президент «ОПОРА РОССИИ» Николай Николаев.
Были затронуты следующие темы: актуальные вопросы развития социального предпринимательства в России, его цели, задачи и перспективы; совершенствование законодательного регулирования социального предпринимательства; возможные меры финансовой поддержки социального предпринимательства; стимулирование поддержки со стороны государственных структур, партнеров по развитию социального предпринимательства в России; положительный опыт развития социального предпринимательства; повышение информированности предпринимательского сообщества и населения о социальном предпринимательстве и его роли в решении социально-экономических проблем.
Социальный бизнес – это не благотворительность и не бизнес в обычном понимании, подчеркивали выступающие. Под социальным предпринимательством следует понимать деятельность индивидуальных предпринимателей, коммерческих и некоммерческих организаций, направленную на достижение социально-значимых целей. При этом извлечение прибыли не является основной целью, а в случае получения таковой большая ее часть направляется на расширение этого вида деятельности. Институт социального предпринимательства способен создавать как новые рабочие места, так и условия для самозанятости. Социальный бизнес помогает решать самые острые проблемы: бедности, безработицы, поддержки социально незащищенных групп населения.
Оксана Дмитриева полагает, что сейчас не следует ставить задачу принятия отдельного закона о социальном бизнесе как отдельном виде предпринимательства. Нужно наработать опыт, определить направления, понять на практике, что должно быть в законе, и только потом создавать документ.
Наталия Зверева, наоборот, считает, что чем скорее будет принят закон, тем быстрее пойдет развитие социального предпринимательства, которому, безусловно, нужна устойчивость в этом мире. Социальные предприниматели – уникальные люди, подчеркнула она; у них другая мотивировка к работе, но у нас нет даже определения социального бизнеса, а без этого работать непросто.
В закон надо заложить меры господдержки. Многие говорят о необходимости льгот. Вопрос этот спорный; следует в чистоте сохранять социальный бизнес, чтобы его вывеску не использовали недобросовестные бизнесмены. Возможно, логичнее льготы предусмотреть для тех, кто инвестирует в развитие социального предпринимательства. А вообще этот вид бизнеса можно выделить в отдельную группу, внеся дополнение в ФЗ-209 (закон о развитии малого и среднего предпринимательства). Любопытные результаты дал социологический опрос о мотивировках социальных бизнесменов: 40 процентов из них занялись этим делом потому, что хотят хоть немного изменить мир к лучшему; 35 – потому, что намерены делать конкретные добрые дела.
Давид Якобашвили считает социальный бизнес своего рода терапией для общества; при этом вырастает социальная ответственность и обычного бизнеса, поскольку он объективно вынужден всегда учитывать новые условия, появляющиеся в обществе и экономике. Нормативную базу необходимо создавать, уверен он. Надо также обеспечить информационное сопровождение становления социального бизнеса. По опросам, менее трети граждан знают, что такое социальное предпринимательство (при этом 73 процента сегодня вообще не верят в возможность социальной ориентации российского бизнеса).
При организации поддержки социального бизнеса необходимо знать, что нужно регионам; нужно не сверху указывать, что делать, а поддерживать инициативу, идущую снизу, подчеркнул Андрей Медведев.
Олеся Теплоухова отметила, что «МСП Банк» выдал социальным предпринимателям в этом году кредиты на 93 млн рублей. Это самая льготная и самая дешевая наша услуга, потому что это поддержка нужного для страны дела, отметила она.
Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Николай Николаев сказал, что его организация всецело поддерживает идею развития социального бизнеса, видит в ней большой потенциал для решения социально-экономических вопросов и именно поэтому всестороннее поддерживает проведение Международного дня социального бизнеса в России. Это возможность подумать, определить направления действий, чтобы добиться нужных результатов.
В дискуссии поднимались также темы, имеющие прямое отношение к непосредственной деятельности социального бизнеса. Например, обсуждался вопрос: а где, собственно, реализовывать товары, произведенные социальным бизнесом? Хорошо, когда обычные магазины готовы выделить прилавок. А если нет? Бизнес есть бизнес; каждый метр торговой площади недешево стоит. Один из путей решения: привлекать обычный бизнес к партнерству, повышая тем самым его социальную ответственность (не путать с социальным бизнесом; социальная ответственность сегодня, как правило, свойственна современному западному бизнесу как таковому; это одно из требований развитого общества к предпринимательству; бизнес, уклоняющийся от социальной ответственности, на Западе, например, быстро проигрывает).
В завершение работы «круглого стола» была принята соответствующая резолюция, направленная на развитие социального предпринимательства в России.
Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь
Приветствие первого заместителя председателя Совета Федерации ФС РФ Александра Торшина
Материалы в СМИ:
AHH News В России впервые отметили Международный день социального бизнеса
logistics.ru Социальный бизнес? Что-то новое…
Инициативы XXI века Развитие социального бизнеса как показатель цивилизованности общества
Авtобизнес Социальный бизнес? Что-то новое…
RAMR Социальный бизнес? Что-то новое…
Комплексная безопасность Отечества «Круглый стол», посвященный социальному предпринимательству, прошел в ТПП РФ
Инновационные технологии Социальный бизнес? Что-то новое…
ASPmedia24.ru Социальный бизнес: слово и дело
RSNews.net Социальный бизнес? Что-то новое…
ФК-Новости Что может социальный бизнес?
Современные страховые технологии Социальный бизнес? Что-то новое…
Вологодская ТПП В ТПП РФ состоялся круглый стол «Социальное предпринимательство в России: опыт и перспективы развития»
Трибуна Социальный бизнес за круглым столом
Альянс Медиа В России впервые отметили международный День социального бизнеса
Карта СМИ Социальное предпринимательство: бизнес с социальной миссией
Press Release Социальное предпринимательство: бизнес с социальной миссией