«Круглый стол» на тему: «Новые технологии и модели профобразования в условиях мирового финансово-экономического кризиса»

Главная

«Круглый стол» на тему: «Новые технологии и модели профобразования в условиях мирового финансово-экономического кризиса»

нной палате Российской Федерации прошел «круглый стол» на тему: «Новые технологии и модели профессионального образования в условиях мирового финансово-экономического кризиса». В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошел «круглый стол» на тему: «Новые технологии и модели профессионального образования в условиях мирового финансово-экономического кризиса».

Организаторы «круглого стола» – Комитет ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию и Центр социально-экономического развития регионов при поддержке Министерства образования и науки РФ. Мероприятие было посвящено II Всероссийской конференции «Профессиональные кадры России XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития», которая пройдет 23-24 апреля 2009 года в Москве.

Открыл и вел «круглый стол» председатель Комитета ТПП РФ по профессиональному и бизнес-образованию Алексей Шулус.

Сложности в сфере профобразования можно представить в некой системе координат, сказал он, где вертикаль – это начальное, среднее и высшее профобразование как таковое, а горизонталь – это как раз те проблемы, которые постоянно приходится решать: доступность, качество и, наконец, востребованность образования. Добавьте к этому мировой экономический кризис – он все проблемы обостряет до крайности. И вот в такой ситуации предстоит думать о последствиях применения ЕГЭ и о возможности сокращения числа ВУЗов. По мнению Алексея Шулуса, последствия ЕГЭ могут быть не очень радостными для 500-600 тысяч выпускников, которые не попадут в институты. Куда они пойдут? Не станет ли эта группа катализатором нестабильности в стране? Кроме того, это означает и сокращение числа преподавателей. Алексей Шулус, упомянув произошедшую недавно отмену трехлетнего бюджета, особо подчеркнул, что у многих появляется вопрос: а не предвестник ли это секвестра социальных расходов? Но в любом случае надо держаться, подчеркнул он, решать, в частности, проблему того же начального профобразования. Бизнес не очень охотно этим занимался и раньше, перекладывая все, что возможно, на государственные плечи, не стремится заниматься этим сегодня, отговариваясь кризисом. Но кризисы оканчиваются, и как тогда можно будет получить сразу большое количество квалифицированных рабочих? Думать об этой проблеме сегодня для бизнеса на деле означает думать о собственном завтрашнем дне, подчеркнул Алексей Шулус.

О программах дополнительных мероприятий, имеющих целью снижение напряженности на рынке труда, говорил замглавы Федеральной службы по труду и занятости Алексей Вовченко. Следует активнее использовать возможности переподготовки в отношении тех работников, которые находятся под угрозой увольнения из-за сокращения занятости. Федеральный бюджет будет софинансировать соответствующие региональные программы, потому как именно во многих регионах проблема свободных рабочих рук становится все более острой.

Первый заместитель главы Комитета Госдумы РФ по образованию Юрий Карабасов предложил задуматься, насколько качественными будут наши кадры, с которыми нам предстоит выйти из кризиса, смогут ли они обеспечить достойное место России в мире. Как мы инвестируем в образование?

Слов произносится много, реальных дел – мало, положение тревожное. Что делать с теми, кто уже несколько лет учится по контракту и не имеет из-за кризиса достаточно денег, чтобы заплатить за учебу? Правильнее всего было позволить продолжить учебу бесплатно, но мест на всех не хватит. Вообще образование в России стоит непомерно дорого в сравнении со средними доходами граждан. Сложная ситуация и с профессорско-преподавательским составом. Преподают старики, молодежи почти нет. Во всей стране в докторантуре – всего-то 3 тысячи человек! Без профессиональных кадров планировать движение экономики и страны вперед – бессмысленно. Но готовить эти кадры скоро будет некому. Бизнес должен продемонстрировать не на словах, а на деле, что он озабочен ситуацией на нашем российском экономическом пространстве, развитие которого без профессионалов невозможно.

Замдиректора НИИ развития профессионального образования Анатолий Глазунов обратил внимание на то, что именно в регионах снижение качества образования чувствуется сильнее всего, и ситуацию там надо немедленно исправлять. Качество образования даже в школе упорно падает последние 4-5 лет, а о качестве профобразования уже можно даже не говорить – оно крайне низкое. Огромное количество людей обучается профессиям, которые уже не нужны, а вот квалифицированных рабочих и крайне нужных экономике специалистов катастрофически не хватает.

Заместитель главы столичного Департамента науки и промышленной политики Евгений Балашов и начальник отдела Управления науки и профобразования Департамента образования Москвы Сергей Заякин рассказали о подготовке кадров для научно-технической и инновационной деятельности, о проблемах развития системы регионального образования на примере столицы.

Заместитель гендиректора Российской самолетостроительной корпорации «МИГ» Марина Касьянова подняла острый вопрос: экономика у нас построена по отраслевому принципу, а образование – по принципу «вертикали»: от низшего к высшему образованию, причем привязка к отраслям крайне слабая. Мы не можем, например, четко определить, какие учебные заведения готовят рабочих и техников, нужных именно нашему производству, сказала она. Марина Касьянова рассказала, как корпорация «МИГ» работает по целенаправленной подготовке рабочих для своего производства. Нужна более четкая «привязка» учебных заведений к нуждам отраслей. Статистика, например, свидетельствует: только 10 процентов выпускников Московского авиационного института идет работать по специальности. О какой эффективности подготовки специалистов и вообще об эффективной экономике можно тут говорить?

Нужен закон о дополнительном профессиональном образовании, доказывал, приводя цифры и факты, профессор Владимир Валентинов, иначе разрыв в уровне подготовки наших и западных специалистов будет только увеличиваться.

Академик РАЕН Вадим Белов говорил о связи уровня состояния гражданского общества с качеством подготовки кадров. Существует огромное количество проблем и в системе образования, и в экономической жизни страны, но общество крайне пассивно на них реагирует, а это затягивает решение проблем, переводя некоторые из них в хронические, отчего страдает и экономика, и престиж страны, и все мы в конечном итоге.

В рамках мероприятия состоялась пресс-конференция для журналистов. Поднятые на «круглом столе» проблемы более детально будут поставлены и обсуждены на II Всероссийской конференции «Профессиональные кадры России XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития», которая состоится апреле в Москве.

Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ, А. Бондарь



Материалы в СМИ:

Российская газета Лекция на будущее
ФК-Новости Эксперт: Нужен закон о дополнительном профессиональном образовании
ФК-Новости Образование в стране плохо согласовано со структурой экономики, считает эксперт
ИТАР-ТАСС Программы по переподготовке кадров стартовали почти в половине регионов России
Альянс Медиа Система профобразования как никогда нуждается в совершенствовании
Барс В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялась пресс-конференция на тему: «Новые технологии и модели профессионального образования в условиях мирового финансово-экономического кризиса»
Advis.ru В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошел круглый стол на тему: Новые технологии и модели профессионального образования в условиях мирового финансово-экономического кризиса