нной палате Российской Федерации Подкомитет по инвестициям в ОЭЗ Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике провел круглый стол на тему: «Возможности частно-государственного партнерства при реализации инвестиционных проектов в особых экономических зонах».
Вел заседание председатель Подкомитета, президент «Союза инвесторов» Р.С.Яврян. 16 июля в Торгово-промышленной палате Российской Федерации Подкомитет по инвестициям в ОЭЗ Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике провел круглый стол на тему: «Возможности частно-государственного партнерства при реализации инвестиционных проектов в особых экономических зонах». Вел заседание председатель Подкомитета, президент «Союза инвесторов» Р.С.Яврян.
В работе «круглого стола» принимали участие: члены Комитета по инвестиционной политике ТПП РФ, представители Федерального агентства по управлению особыми экономическим зонами, региональных и муниципальных органов власти субъектов Российской Федерации, потенциальные компании-резиденты ОЭЗ, российские и зарубежные специалисты. Цель мероприятия заключалась в том, чтобы обсудить существующие проблемы по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в ОЭЗ, а также наметить возможные пути их решения.
Председатель Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике А.В.Данилов-Данильян в своем вступительном слове отметил, что вопросы взаимодействия бизнеса и власти, которые недавно подробно обсуждались на 3-м ежегодном Форуме «Новый бизнес новой России», имеют непосредственное отношение к частно-государственному партнерству и к особым экономическим зонам. Одной из основных проблем в привлечении частного капитала в ОЭЗ является то обстоятельство, что при наличии значительных частных финансовых средств они часто не доходят до инициаторов проектов, в частности, потому что в стране еще недостаточно развит механизм перелива капитала. В этой связи роль государства видится, в частности, в создании условий для такого перелива.
В части ОЭЗ представляется целесообразным, чтобы государство не только выбирало и регистрировало компании-резиденты, но и более активно формировало благоприятный инвестиционный климат в каждой ОЭЗ, используя, в частности, механизм предоставления государственных гарантий, который позволил бы усилить приток частного капитала и при этом не подогревал инфляцию. Несмотря на усилия Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, пока еще не удалось заключить необходимое количество соглашений с федеральными контрольными и надзорными органами. На фоне других стран российские ОЭЗ имеют недостаточные стимулы по льготам. С учетом изложенного, представляется необходимым ускорить подписание соглашений, рассмотреть возможность дальнейшего улучшения налогового режима в ОЭЗ и совершенствования нормативно-0правовой базы деятельности особых экономических зон. Такие меры способствовали бы усилению стабильности и привлекательности особых экономических зон, активизации деятельности в них частных инвесторов и нашли бы поддержку со стороны делового сообщества и его объединений.
Президент Союза инвесторов Р.С.Яврян отметил, что ключевым фактором реализации инвестиционных проектов в особых экономических зонах является согласованное взаимодействие государства, бизнеса и сообщества инвесторов. Требует совершенствования механизм привлечения инвестиций в многофункциональные инфраструктурные проекты в ОЭЗ. Это касается сотрудничества с банками, инвестиционными фондами, страховыми и лизинговыми компаниями. При этом нужно развивать и связи с зарубежным бизнесом, особенно инновационным. Сейчас в стране 13 ОЭЗ: две промышленные, четыре технико-внедренческие и семь туристско-рекреакционных. «Не секрет, что на сегодня из всех российских регионов только 17 являются инвестиционно привлекательными. Ситуацию нужно менять, в т.ч. с помощью ОЭЗ, - полагает Р.С.Яврян.
Г.А.Сарычев, начальник управления по технико-внедренческим зонам Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), рассказал о создании 7 ОЭЗ туристско-рекреационного типа, продвижении законопроекта о портовых ОЭЗ, принятом Госдумой в первом чтении. Он также отметил, что в настоящее время в каждой технико-внедренческой и промышленно-произкводственной зоне идет активное строительство инфраструктуры, к границам ОЭЗ подводятся дороги, канализация, электроэнергия, связь. Рядом с ОЭЗ строится жилье. При этом резиденты особых экономических зон не будут платить за подключение к электросетям, что позволит им сэкономить крупные средства. Он напомнил, что помимо этого, резиденты ОЭЗ имеют таможенные льготы, а также льготы по земельному и имущественному налогам. Согласно закону об ОЭЗ, на территории зон будет действовать также упрощенный административный порядок, так называемая система одного окна. По словам чиновника, сейчас администрации создаваемых в РФ зон отрабатывают такую систему, а также порядок взаимодействия с налоговыми, таможенными и другими проверяющими органами с тем, чтобы оградить резидентов от избыточных контрольных проверок. И все же, по мнению Г.А.Сарычева, серьезных резидентов, пока меньше, чем хотелось бы. Из тринадцати российских особых экономических зон начала полноценно работать только одна, Зеленоградская, под Москвой, где выпускаются интегральные схемы. Реально начинает подниматься также технико-внедренческая зона в Томске, где корпорация Сибур запускает исследовательский центр по переработке нефти и газа. Будет налажено крупное производство высокомолекулярного полиэтилена и титаномагниевых катализаторов для нефтехимии.Г.А.Сарычев считает, что еще не до конца заработали инструменты привлечения капитала в ОЭЗ. Нужно максимально активно предоставлять льготы инвесторам и, главное, на деле гарантировать сохранность инвестиций и неизменность законодательства, - подчеркнул он, заявив, что государство, со своей стороны, делает все возможное для того, чтобы выполнить свои обязательства по созданию инфраструктуры зон.
На заседании «круглого стола» выступил Председатель совета директоров группы компании «Автотор» В.И.Щербаков. Опираясь на опыт работы в Калининградской ОЭЗ, он обратил внимание на то, что существующая нормативно-правовая база не в полной мер обеспечивает защиту инвесторов. Так, принцип «одного окна» зачастую не работает и не упрощает деятельности инвесторов, в особенности иностранных, поскольку существуют значительные расхождения в российских и зарубежных стандартах в строительстве. Кроме того, нередко с приходом новых лиц к руководству регионами и муниципальными образованиями начинают пересматриваться ранее заключенные соглашения. В этой связи, по мнению В.И.Щербакова, необходимо, чтобы Федеральное агентство (РосОЭЗ) постаралось закрыть все возможные «дыры» в законодательстве, которые позволяют менять правила игры.
Генеральный представитель Мюнхенского перестраховочного общества в странах СНГ П. Мюллер рассказал о возможностях использования страхования в качестве инструмента привлечения дополнительных инвестиций в ОЭЗ.
Г.Н.Егоров, генеральный директор ОАО «Институт экономики и комплексных проблем связи», выступил с сообщением о значительном инновационном потенциале оборонных предприятий г. Москвы и целесообразности его использования при формировании особых экономических зон технико-внедренческого типа.
На круглом столе также прошла презентация проекта формирования ОЭЗ на базе крупных транспортных узлов, которую представил президент Ассоциации «Новый век» Ф.А.Санакоев.
Департамент информации и связей с общественностью, Т.Соломатина
Комитет ТПП РФ по инвестиционной политике
Материалы к заседанию