нной палате России состоялась научно-практическая конференция на тему: «Главное в реформировании ЖКХ – приоритетная технологическая модернизация коммунальной инфраструктуры, обеспечивающая резкое снижение затрат».
Выступивший на конференции Президент ТПП РФ Е.М.Примаков, отметил, что она посвящена одной из самых злободневных и жгучих проблем – реформированию жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований. 12 апреля в Торгово-промышленной палате России состоялась научно-практическая конференция на тему: «Главное в реформировании ЖКХ – приоритетная технологическая модернизация коммунальной инфраструктуры, обеспечивающая резкое снижение затрат».
Выступивший на конференции Президент ТПП РФ Е.М.Примаков, отметил, что она посвящена одной из самых злободневных и жгучих проблем – реформированию жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований.
Е.М.Примаков определил основные проблемы ЖКХ.
Во-первых, реформирование ЖКХ – насущная необходимость, так как сегодня оно находится в крайне неустойчивом состоянии, функционирует из рук вон плохо.
Во-вторых, нужно исходить из того, что уже начала проявляться стратегия резкого сокращения затрат федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство. Об этом свидетельствует со всей очевидностью бюджет на 2005 год. Вместе с тем при формировании межбюджетных отношений не просчитаны и, главное, не обеспечены затраты муниципалитетов на ЖКХ. В итоге федеральные и региональные бюджеты не доплачивают коммунальным предприятиям. В 2004 году из 80,5 млрд. рублей коммунальщикам перечислено лишь 60 млрд.
При высоких инвестиционных рисках трудно ожидать автоматизма и в привлечении внебюджетных средств, хотя достаточно высока инвестиционная привлекательность отрасли.
В результате всего этого с начала года плата за жилищно-коммунальные услуги уже подскочила на 23,5% процента, так как уже действует требование поднять с этого года расценки за услуги ЖКХ до 90% их стоимости. А с 2006 года, как известно, оплата должна стать 100-процентной. Федеральная тарифная служба предлагает поднять в следующем году тарифы на газ на 17%, на электроэнергию – до 8,5%.
Следовательно, мы уже начали отход от старой модели организации жилищно-коммунального хозяйства, но еще не преуспели во введении новой модели.
В-третьих, становится все яснее, что без изменения организации ЖКХ на новой основе не обойтись. Нельзя сохранять до бесконечности такое положение, когда ЖКХ, по сути, находится в руках естественных монополий, тарифами которых государство не управляет. В сфере ЖКХ отсутствует малый и средний бизнес, не действует рыночный механизм исполнения заказов, население фактически не имеет возможности защищать свои права как потребитель.
В-четвертых, приоритетное значение в сложившихся условиях приобретает технологическая модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры, внедрение новых технологий и оборудования, в том числе с целью ресурсо - и энергосбережения. Именно это призвано обеспечить снижение затрат на жилищно-коммунальные услуги.
Наконец, в-пятых, при реформировании ЖКХ следует исходить из того, что этот процесс затрагивает интересы всего населения России. От того, как пойдет этот процесс, зависит не только благополучие людей, но и социальная стабильность в стране.
Верхоглядство, отсутствие элементарных расчетов, пренебрежение необходимостью уделить большое внимание тщательной подготовке монетизации льгот должно нас многому научить. Нельзя забывать, что по льготному 50-процентному тарифу за коммунальные услуги платят 21,5 млн. человек, что составляет 15% населения России.
Отсутствие должной подготовки реформы ЖКХ очевидно.
Наша конференция должна внести посильный вклад в решение этой важнейшей проблемы – подготовки, и еще раз хочу сказать, подготовки реформы жилищно-коммунального хозяйства. Без тщательной подготовки, естественно, и в технико-технологической области начинать реформу в 2006 году, как представляется, нельзя.
Председатель Комитета ТПП РФ Е.В.Басин выступил с докладом на тему «Главное в реформировании ЖКХ – технологическая модернизация коммунальной инфраструктуры, обеспечивающая резкое снижение затрат». Он отметил: К сожалению, не все понимают, что «реформа ЖКХ – это не только доведение оплаты коммунальных услуг населения до 100%, но, прежде всего – это снижение затрат и повышение надежности и качества услуг. Именно, совершенствование управления жилищным фондом, использование эффективного оборудования, материалов, приборов учета и контроля позволяет получить значительную экономию ресурсов, за счет чего можно, и должно, обеспечить технологическую модернизацию жилищно-коммунального комплекса».
По словам докладчика, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот комплекс задач, который надо решить при проведении реформы. Это: реструктуризация накопившихся за долгие годы долгов, приватизация объектов ЖКХ, создание правовой базы для урегулирования взаимодействия между органами власти, предприятиями коммунального хозяйства и службами заказчика, завершение инвентаризации имущества ЖКХ, техническое переоснащение, т.е. модернизация и обновление основных фондов. Конечно, одной из главных проблем остается финансирование реформы. По подсчетам экспертов Национального Инвестиционного Совета для ее осуществления в течение ближайших пяти лет потребуется инвестировать в жилищно-коммунальное хозяйство порядка 500 млрд. рублей.
Е.В.Басин констатировал, что «ограниченность бюджетных возможностей субъектов Федерации и муниципальных образований не в состоянии остановить обветшание предельно изношенных инженерных сетей и оборудования. Поэтому, безусловно, Федеральный центр должен значительно увеличить долю госкапвложений на модернизацию объектов ЖКХ, организовав при этом жесткий контроль за их целевым использованием. При этом нельзя забывать, что в принципе многие направления жилищно-коммунального хозяйства являются инвестиционно-привлекательными для частного капитала. Поэтому разумное сочетание федеральных, местных и частных финансовых ресурсов может способствовать решению этой сложной задачи».
В большинстве развитых стран вопрос энергосбережения реально находится под контролем правительства. Сохранение не возобновляемых источников энергии является в этих странах одним из требований обеспечения национальной безопасности. По этому вопросу там приняты соответствующие нормативно правовые акты. К сожалению, в нашей стране Закон «Об энергосбережении» существует, но его эффективность практически нулевая. Тем не менее, в ряде регионов разработаны, утверждены и реализуются программы по энергосбережению в ЖКХ. В качестве положительных примеров Е.В.Басин привел Омскую, Волгоградскую, Оренбургскую, Астраханскую области, Мытищинский район Московской области, Республики Мордовия, Коми, Ханты-Мансийский АО и ряд других.
Председатель Комитета ТПП РФ подчеркнул, что важным источником для внедрения энергосберегающих технологий является привлечение средств частных инвесторов, особенно малого бизнеса. Коммунальные предприятия для инвесторов привлекательны тем, что они являются локальными монополистами, у которых имеется гарантированный рынок сбыта. Наиболее эффективным механизмом привлечения капиталовложений в объекты тепло - и водообеспечения является концессия, но с обязательным условием инвестирования в реконструкцию и модернизацию переданного имущества. Для компаний, готовых инвестировать ЖКХ следует рассмотреть возможность индивидуального налогового режима, включая налоговые каникулы, а также возможность получения кредитов под низкие проценты на долгосрочной основе.
В заключение Е.В.Басин отметил: «Сегодня уже многие отдают себе отчет в том, что энергосбережение является самым реальным источником развития отрасли. Поэтому мы поддерживаем предложения руководителей ряда регионов о необходимости разработки Государственной программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства страны с учетом финансирования ее на паритетных началах с субъектами Федерации и привлечением внебюджетных источников, включая Стабилизационный и Пенсионный фонды».
Помощник Президента Российской Федерации И.И.Шувалов в своем выступлении отметил, что вопрос о реформе ЖКХ сегодня как никогда актуален в связи с реализацией федерального закона «О монетизации льгот».
По его словам, Президент России уделяет пристальное внимание развитию инфраструктуры и модернизации ЖКХ. В своем Послании Федеральному Собранию в 2004 году он определил приоритеты национального развития страны, которые носят характер национальных проектов, а одним из главных назван проект по созданию рынка доступного жилья. Для реализации этого проекта Правительством РФ и Госдумой был разработан пакет законопроектов (27 законов), одобренный Советом Федерации и подписаный Президентом РФ в конце 2004 года. И.И.Шувалов также сообщил, что при разработке законов обсуждались не только механизмы по созданию рынка доступного жилья, но и его инфраструктура и обслуживание в связи с чем тема научно-практической конференции в ТПП РФ очень важна и своевременна.
При повышенных темпах строительства должна быть обеспечена инфраструктурная поддержка, иначе сама цель по созданию рынка доступного жилья не будет достигнута, - сказал помощник Президента РФ.
Выступающий отметил, что в некоторых уже принятых законах вопросы организации инфраструктуры ЖКХ отражены, но один законопроект, который имеет большое значение для отрасли, ещё не принят - это ФЗ О концессиях. И.И.Шувалов сообщил, что в настоящий момент работа над законопроектом завершена и предложил представителям ТПП РФ провести его экспертную оценку.
Помощник Президента России заметил, что подходы к реформированию ЖКХ должны быть выработаны с обязательным привлечением бизнеса. Не менее ключевую роль в реформе отрасли может сыграть компетенция органов власти - субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 января 2006 года вступит в действие ФЗ №131 Об общих принципах местного самоуправления РФ, по которому управление в сфере ЖКХ будет находиться в компетенции низшего уровня муниципальных образований, сказал он. Появится большое количество муниципальных образований, их границы уже сформированы. Будут ли органы власти муниципальных образований в состоянии заниматься системой ЖКХ, пока неизвестно. И.И.Шувалов предложил участникам конференции обсудить эту проблему, высказать свои предложения о том, как обеспечить переход системы ЖКХ в введение муниципальных образований.
Кроме того, он особо отметил, что к программе реформирования ЖКХ нужно переходить незамедлительно и на региональном уровне, но при поддержке федерального правительства.
В заключение помощник Президента РФ сказал, что 19 апреля под председательством В.В.Путина в Челябинске пройдет заседание Президиума Госсовета по вопросам жилья. Рекомендации и предложения, высказанные на сегодняшнем заседании, будут учтены, обобщены и доложены Президенту для обсуждения на Госсовете.
Первый заместитель главы администрации г. Дубна Московской области С.Ф.Дзюба рассказал об опыте его города по снижению затрат в коммунальной сфере и о некоторых аспектах мотивации процесса энергосбережения.
Зампредседателя Госдумы Г.В.Боос признал, что сегодняшний тарифный беспредел не имеет к коммунальной реформе ровно никакого отношения. Его истоки - неоптимальная структура отрасли. Исторически сложилось, что в ней действуют региональные и местные монополии, которые паразитируют на потребителях за счет создания системы непрозрачного ценообразования. В результате происходит постоянная накрутка тарифов. Сверхдоходы от этого повышения нередко используются региональными властями на нецелевые нужды.
Поэтому, по мнению Г.В.Бооса, главное - это создание рыночных условий в отрасли. Однако законодательная работа в этом направлении идет с явным опозданием. Из 17 первоочередных законов - всего до начала реформ надо принять 75 - Думой пока не принято ни одного. Приятным исключением станет только закон «О концессиях», который парламентарии должны одобрить во втором чтении до 22 апреля. Этот законопроект создает правовую основу для привлечения инвестиций на модернизацию инфраструктуры отрасли.
Среди трудностей стоящих на пути осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства выступающий назвал скудность местных бюджетов, которые еще больше истощились в последнее время, и отсутствие серьезных инвестиций в инфраструктуру ЖКХ.
Заместитель Председателя Госдумы призвал к более активным действиям со стороны Федерального Правительства, регионов и муниципалитетов для реализации пакета законов о жилье.
Участники научно-практической конференции обсудили вопросы, касающиеся разработки, внедрения и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, оборудования, материалов и приборов в инженерном обеспечении жилых зданий.
Пресс-служба ТПП РФ