«Союзэкспертиза» представила обновленные методики по оценке стоимости бизнеса

Главная

«Союзэкспертиза» представила обновленные методики по оценке стоимости бизнеса

рческая организация (АНО) Союзэкспертиза Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) при поддержке Комитета ТПП РФ по оценочной деятельности и участии Российской коллегии оценщиков (РКО) провели в Москве семинар Оценка стоимости бизнеса. Новые подходы и новые методики. Применение для оценки стоимости бизнеса моделей Ольсона и Блэка-Шоулза,
целью которого было решение практических вопросов, связанных с оценкой стоимости бизнеса. Автономная некоммерческая организация (АНО) Союзэкспертиза Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) при поддержке Комитета ТПП РФ по оценочной деятельности и участии Российской коллегии оценщиков (РКО) провели в Москве 25 февраля семинар Оценка стоимости бизнеса. Новые подходы и новые методики. Применение для оценки стоимости бизнеса моделей Ольсона и Блэка-Шоулза, целью которого было решение практических вопросов, связанных с оценкой стоимости бизнеса. Методической основой семинара стали обновленные Методические рекомендации по оценке стоимости бизнеса и Методические рекомендации по оценке стоимости бизнеса на основе применения моделей Ольсона и Блэка-Шоулза.

В качестве докладчиков на семинаре выступили такие известные эксперты в области оценочной деятельности, как проректор Московской финансовой академии при правительстве России, д.э.н., профессор М.А. Федотова (с докладом «Новые методики оценки стоимости бизнеса и традиционные подходы» ); председатель комитета ТПП РФ по оценочной деятельности, д.э.н., профессор, В.М. Рутгайзер (с докладами «Методические нюансы оценки стоимости бизнеса» и «Применение для оценки стоимости бизнеса моделей Ольсона и Блэка-Шоулза»), член правления РКО, к.э.н.,
Ю.В. Школьников (с докладом «Оценка стоимости бизнеса в России и подходы в европейских и международных стандартах оценки») и другие.Открыл семинар генеральный директор АНО «Союзэкспертиза» В.А. Голицын. «Данный семинар особенно актуален сегодня в связи с идущей в стране реформой законодательства в области оценочной деятельности, -- заявил он. – Введение новых методик, в частности, в области оценки стоимости бизнеса, разработанных комитетом ТПП РФ по оценочной деятельности, является, на мой взгляд, весьма важным событием в деле совершенствования стандартов оценки. Я надеюсь, что эти методики будут учтены при доработке законодательства об оценке».

Госпожа Федотова в своем выступлении сконцентрировалась на проблеме оценки стоимости бизнеса (компании) на основе экономической прибыли. «Возникновение концепции экономической прибыли относится ко временам экономических исследований Альфреда Маршалла, писавшего еще в 1890 году: `То, что остается от его [собственника или управляющего] прибылей после вычета процента на капитал по текущей ставке, можно назвать его предпринимательской или управленческой прибылью.

Дальнейшим развитием данной концепции послужило учение об альтернативных издержках и четкая фиксация разрыва между бухгалтерской и экономической (предпринимательской или управленческой) прибылью
, -- заявила госпожа Федотова. -- Большой вклад в развитие теории экономической прибыли внесли Ирвинг Фишер в 1930-х годах и Нобелевские лауреаты Франко Модильяне и Мертон Миллер в конце 1950-х – начале 1960-х. Тогда исследовали связь между чистой текущей стоимостью компании и дисконтированным потоком ожидаемых денежных доходов, а также показали, что инвестиционные решения компании с положительной чистой текущей стоимостью являются основным решающим фактором роста стоимости компании и стоимости ее акций. В течение последних ста лет, концепция экономической прибыли становится все более популярной. Причины данной популярности довольно точно раскрываются Питером Друкером, который пишет, что до тех пор, пока бизнес не принесет прибыль превосходящую стоимость капитала, он работает с убытком».

Ю.В. Школьников посвятил свое выступление вопросам регламентирования оценки бизнеса в зарубежных стандартах оценки и их сравнение с отечественными стандартами. Целью доклада был анализ существующей зарубежной и международной практики регламентации оценки стоимости бизнеса и рассмотрение применимости зарубежного опыта к российским условиям. «Во многом элементы регламентирования в европейских и международных стандартах совпадают. Ниже рассматриваются ключевые элементы процесса оценки бизнеса, которые нашли отражение в указанных руководствах и анализируется целесообразность их регламентации исходя из сложившейся практики оценки бизнеса в нашей стране, -- сказал он. -- В Международных стандартах объектом оценки выступает «бизнес» без детальной конкретизации. Европейские стандарты содержат основную классификацию объектов оценки (стоимость предприятия или стоимость собственного капитала) и приводят определение указанных понятий. В отечественной практике оценки, несмотря на требование законодательства «точного описания объекта оценки» достаточно типичной является ситуация, когда в отчете в качестве объекта оценки смешиваются совершенно различные объекты. В одном и том же отчете в качестве объекта могут быть указаны: «бизнес», «предприятие», «имущественный комплекс», акционерный капитал». Проблема недостаточно четкой идентификации объекта оценки связана не с формированием исчерпывающего перечня объектов оценки, а с точной формулировкой цели оценки и формулирования задания на оценку. Идентификация цели оценки является наиболее общим требованием, которое присутствует во всех документах, регламентирующих проведение оценки, в том числе и в российских нормативных документах. Достаточно подробно классификация целей оценки приведена в европейских стандартах, в которых указаны и цели, вытекающие из требований законодательства, так и другие ситуации. В ряде российских законов и нормативных актов содержатся прямые указания на необходимость проведения оценки. Можно уверенно констатировать, что в отечественной практике уже сформирован достаточно устойчивый перечень целей проведения оценки».

По обыкновению ярким был доклад В.М. Рутгайзера. Значительную часть своего выступления он посвятил необходимости поправок в действующее законодательство, в частности, в Гражданский кодекс. «Одной из проблем оценки стоимости нематериальных активов является выявление ценности деловой репутации реализуемого предприятия или, как принято называть ее в специализированной литературе, гудвилла. В разделе VI `Деловая репутация организации` ПБУ-14 сказано: `… деловая репутация организаций может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу…`. Здесь, как мне кажется, складывается явное противоречие с соответствующим утверждением Налогового кодекса РФ. В нем разница между ценой реализации и балансовой стоимостью формирует, как уже отмечалось, «поправочный коэффициент», применяемый к каждому активу продаваемого предприятия, то есть в конечном счете вся эта разница распределяется среди всех учитываемых активов. В тоже время ПБУ-14 указанная разница относится на счет только одного актива – деловой репутации, гудвилла, -- заявил господин Рутгайзер. -- Со всем этим должны разбираться не аудиторы, это вовсе не предмет их профессиональной деятельности, а оценщики. Тем более, что в 135-ФЗ `Об оценочной деятельности в РФ` есть специальная статья 8 `Обязательность проведения оценки объектов оценки`. Поэтому в статье 561 ГК РФ, наряду с аудитором, нужно отметить и роль независимого оценщика, дополнив статью словами: `в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации заключение независимого оценщика об оценке рыночной стоимости предприятия`. То есть участие независимого оценщика ``до подписания договора продажи предприятия» (статья 561 ГК РФ) должно происходить только в рамках требований статьи 8 закона `Об оценочной деятельности в РФ``. Думаю, что такое уточнение статьи 561 ГК РФ при сохранении положения о роли аудиторов соответствует сложившимся в международной практике условиям купли-продажи предприятий. Так, согласно Третьей директиве Европейского Союза, которая в 1978 году ввела понятия двух видов слияний предприятия, а также Шестой директиве ЕС, которая установила определенные гарантии доступности информации для акционеров в случае подобных реорганизаций, условия последней `подлежат оценке независимыми экспертами` (`Право ЕС`, М., `Юрист`, 2002, стр. 511)».

«Приведем цитату из монографии МГЮА на эту тему, раскрывающую суть этих гарантий: `Любой акционер вправе ознакомиться … с планами преобразования, их независимой экспертной оценкой и бухгалтерской отчетностью обществ за три года`. – продолжил В.М. Рутгайзер. -- Это значит, что одной бухгалтерской отчетности, а следовательно, и бухгалтерских данных о балансовой стоимости при купле-продаже предприятий недостаточно. Нужны еще и `оценки независимых экспертов», в т.ч. и относительно рыночных условий предполагаемой сделки`. Такими независимыми экспертами как раз и выступают оценщики. Именно в результате их работы можно установить рыночную стоимость предприятий накануне их слияния. И только в результате этого, а вовсе не на базе сопоставления балансовой стоимости можно выявить так называемые ценовые соотношения, то есть соотношения обмена акций двух предприятий (одного – «охотника», другого – «мишени»). Только оценщик может оказаться полезнее в российских условиях при купле-продаже `субъектов электроэнергетики`. Только независимый оценщик, а вовсе не аудитор может перевести в плоскость принятия конкретных решений относительно возможности купли-продажи `субъектов электроэнергетики`, то есть при инвестировании частных средств в `сферу деятельности субъектов электроэнергетики`. Закавыченные термины взяты из статьи 23 федерального закона «Об электроэнергетике», принятого 26 марта 2003 года».

Достаточно интересным также было выступление эксперта-оценщика ООО Центр менеджмента оценки и консалтинга Елены Горчаковой. В докладе на тему «Иностранный опыт определения итоговых корректировок, вносимых при оценке стоимости бизнеса». В нем она рассмотрела вопросы определения корректировок, вносимых в стоимость бизнеса. Основной акцент был сделан на корректировках на контроль и степень ликвидности оцениваемого пакета акций. Доклад был основан на проведенном исследовании иностранного (американского) опыта применения премий/скидок при оценке бизнеса.

Этот семинар стал первым в перечне подобных мероприятий по другим проблемам оценочной деятельности, которые «Союзэкспертиза» намерена провести в 2005 году. Всего предполагается провести 10 таких семинаров. По результатам обсуждения на них проблем оценочной деятельности в конце 2005 года будет издана книга Стуктурированные методические указания по оценке бизнеса, недвижимости, машин, оборудования, земельных участков и нематериальных активов. (С подробностями можно ознакомиться на интернет-странице компании www.soex.ru в рубрике СЕМИНАРЫ.)

Отдел маркетинга АНО Союзэкспертиза