В России стартует всероссийская бизнес-перепись

Главная

В России стартует всероссийская бизнес-перепись

Федеральная служба государственной статистики объявила о проведении в 2016 году сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса по итогам 2015 года.
 
«Всероссийская бизнес-перепись малого и среднего бизнеса в формате сплошного наблюдения пройдет в будущем году. Но уже сегодня Торгово-промышленная палата России начала широкую информационно-разъяснительную работу в предпринимательской среде относительно целей и задач переписи», – доложила Наталья Коваленко, заместитель директора департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ, на мероприятии, которое прошло в формате круглого стола 24 ноября.

В формате свободной дискуссии представители Росстата России, Минэкономразвития России, общественных объединений, институтов развития малого и среднего бизнеса обсудили наиболее важные аспекты предстоящей переписи, возможные пути взаимодействия государства и бизнеса, направленные на ее успешное проведение.

Первый раз сплошное федеральное статистическое наблюдение состоялось в России в 2010 году. Его периодичность – один раз в пять лет.
 
С учетом прогнозируемого роста количества предприятий, предполагается, что статистическое наблюдение может охватить в целом по России 2,8 млн малых и 50 тыс. средних предприятий, являющихся юридическими лицами, и около 3,5 млн индивидуальных предпринимателей.

Бизнес-перепись позволит получить полную и максимально достоверную картину положения малого и среднего бизнеса в стране для определения дальнейших возможностей его развития в качестве приоритетного сектора экономики.

Сплошное наблюдение пройдет во всех 85 регионах России.
 
В наблюдении примут участие субъекты малого и среднего предпринимательства – юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Формы для заполнения уже утверждены и размещены на официальном сайте Росстата (www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/splosh.html).
 
Их две: отдельно для малых и микропредприятий – юридических лиц и отдельно для индивидуальных предпринимателей. Средний бизнес будет отчитываться в обычном порядке по ежегодным для него формам отчетности.
 
В соответствии с критериями отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства на средних предприятиях может работать до 250 человек включительно, на малых – до 100 и на микро – до 15. 

Также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 702 установлены ограничения по объему выручки от реализации товаров (работ и услуг): для средних предприятий – 2 млрд руб. в год, для малых – 800 млн руб. в год, для микро – 120 млн руб. в год. 

Для юридических лиц есть третий критерий отнесения к сектору малого и среднего бизнеса – структура уставного капитала. В частности, государственные предприятия не могут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Росстат обеспечит всех респондентов бланками учетных форм и объяснит, как их заполнять. Можно воспользоваться электронной версией. 

Бизнесу нужно будет представить информацию об адресе, виде деятельности, выручке, расходах, стоимости и составе основных средств, размере и направлениях инвестиций в основной капитал, числе работников, их зарплате, мерах господдержке (в случае, если бизнес пользовался государственной поддержкой).

Участие в сплошном наблюдении обязательно для всех субъектов малого и среднего бизнеса.

Росстат гарантирует полную конфиденциальность данных, защиту информации, предоставленной участниками сплошного наблюдения.

Как отметила Наталья Коваленко, достоверные статистические данные о секторе, получаемые методом сплошного статнаблюдения, необходимы для организации планирования и прогнозирования, выработки эффективных мер, направленных на развитие малого и среднего бизнеса. Статистических данных, получаемых ежегодно выборочным методом, недостаточно. Они охватывают лишь 10-20% выборку. Сейчас важный и новый для государства и общества этап: разрабатывается стратегия развития МСП, создан единый институт развития МСП (Корпорация МСП), вырабатываются специальные меры поддержки сектора (налоговые льготы, преференции при проверках и в сфере государственных закупок и закупок, осуществляемых у компаний с госучастием и пр.). Поменялся «портрет» сектора: законодательно изменены критерии отнесения к МСП, изменилась структура сектора по видам деятельности и исходя из территориальной принадлежности. В текущих условиях необходима достоверная картина с учетом статистических показателей по регионам и муниципальным образованиям (а такие данные можно получить только в рамках сплошного статистического наблюдения).

Департамент предпринимательства и услуг, Н. Коваленко