В долгу не останутся: малый бизнес отказывается от кредитов и не инвестирует в развитие

Главная

В долгу не останутся: малый бизнес отказывается от кредитов и не инвестирует в развитие

"Аукционный Вестник". Кредиты для малого и среднего бизнеса дешевеют, и получить их теперь проще. При этом спрос на займы со стороны бизнеса падает. Количество заемщиков сократилось в разы – с 24% в III кв. 2014 г. до 6% в IV кв. 2016 г. – хотя сегодня банки в 60% случаев принимают положительное решение по заявкам на получение кредитов. Но только около 10% компаний из числа малого и среднего бизнеса заявляют о потребности в заемном финансировании. Об этом свидетельствует очередной отчет "Индекс Опоры RSBI", основанный на опросе предпринимателей. По словам аналитиков, дело вовсе не в закредитованности предпринимателей, так как кредиты есть только у 15% опрошенных.

Алексей Вялкин, директор департамента содействия инвестициям и инновациям Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ), рассказал Т94, что стабилизация финансовой сферы привела к постепенному снижению кредитных ставок. В сентябре 2016г. Центральный Банк РФ опустил ключевую ставку до 10%, что повлекло за собой и снижение ставок по кредитам и для предпринимателей. Сейчас средневзвешенная ставка по кредитам для юридических лиц составляет 13% на срок до 1 года и 14% от года и выше. Вместе с этим, адекватной и возможной для исполнения всех обязательств для бизнеса ставкой по кредиту является 10-11%. Об этом свидетельствуют данные другого опроса предпринимателей, "Финансы для бизнеса", который ТПП РФ провела в ноябре-декабре 2016 г.

"Дорогой кредит сдерживает, прежде всего, инвестиции малого и среднего бизнеса, не имеющего доступа к иным внешним источникам средств. Снижение доступности кредитных ресурсов стало одним из негативных изменений в экономике, произошедших в 2015 - 2016 гг. по оценкам предпринимателей, участвовавших в опросе, комментирует Алексей Вялкин. – К негативным изменениям также отнесено снижение внутреннего и внешнего спроса, а также изменение политики взаимодействия с поставщиками и условий поставки товаров и услуг. Эти негативные тенденции способны привести в дальнейшем к существенному замедлению роста промышленного производства, который наметился в 2016 г.".

Повысить аппетит малого бизнеса к банковским продуктам, по мнению Ярослава Вахитова, руководителя проекта МЭЛТОР (Мастер электронных торгов), может сокращение срока рас- чета заказчиков с поставщиками по госконтрактам. "Это и есть основной катализатор активности для малого бизнеса, ведь в закупках каждый субъект МСБ участвует в объемах, который ему "по зубам", с учетом собственных средств и текущих кредитных лимитов", комментирует эксперт.

Елена Докучаева, член правления "Секвойя кредит консолидейшн", уточнила Т94, что за 11 месяцев 2016 г. банки выдали на развитие малого и среднего бизнеса около 4,6 трлн руб. с начала года. Этот показатель на 4,16% меньше чем в 2015 г. А с декабря 2014 г. по декабрь 2015 г. рынок столкнулся с рекордным падением – кредитование снизилось на 30,4%. "В этом году можно говорить о некотором улучшении ситуации, но скорее во второй половине года. Это будет связано с рос том потребительской активности населения, которая напрямую влияет на деловую активность, а также на развитие малых предприятий, спрос на кредитование и способность малого бизнеса обслуживать кредитные обязательства. Предприниматели наконец адаптируются к текущей рыночной ситуации, будут видны результаты государственной поддержки российских производителей в отдельных отраслях экономики", прогнозирует Елена Докучаева. По ее словам, несмотря на сокращение темпов падения рынка, просроченная задолженность продолжает свой рост – в конце 2016 г. она составила 638,2 млрд руб., что меньше аналогичного периода прошлого года на 3,4%. При этом рост за период с декабря 2014 г. по декабрь 2015 г. составлял рекордные 66%. Можно говорить, что проблемная задолженность мало- го и среднего бизнеса росла и будет расти не такими высокими темпами, как в 2015 г. 

Из-за ужесточения требований Центрального Банка РФ по резервированию, а также испытывая определенную нехватку ликвидности, кредиторы очень чувствительно относятся к вопросу сокращения объема проблемных активов. Сохранять на балансе просрочку чаще всего бесперспективно, так как обеспечение по просроченным кредитам отсутствует или уже утрачено. "Если раньше банки взыскивали задолженность юрлиц через суды, то сегодня, на фоне острой борьбы за благонадежного клиента, банки заинтересованы в возврате клиента в график платежей и сохранении его лояльности к банку на раннем этапе возникновения долга или взыскания всей суммы. Теперь они используют более быстрые и дешевые методы. Все чаще кредиторы передают долги малого и среднего бизнеса на досудебную работу, в том числе и в кол- лекторские агентства", отмечает Елена Докучаева.

Другой интересный вывод, который содержится в исследовании, говорит о том, что в конце 2016 г. замедлилась и инвестиционная активность малого бизнеса. Итоги опроса показали, что предприниматели не готовы вкладывать средства в расширение собственного бизнеса. Причем в начале 2017 г. аналитики ожидают оживление инвестиционной активности, однако большинство предпринимателей все же не планируют совершать какие-либо решительные шаги по привлечению инвестиций для развития бизнеса. Так, 80% опрошенных предпочитают ограничиваться лишь вложениями в поддержание основной деятельности компании. По мнению экспертов Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ, дело в том, что так называемая "инвестиционная разморозка" возможна при ставке не выше 12%. Активные инвестиции в развитие собственных производств предприниматели готовы осуществлять при кредитной ставке 8%.

В целом по итогам года, снижение деловой активности компании малого бизнеса прекратилось. Причем лучше остальных себя чувствует и сейчас производственный сектор. Но эти показатели могут быть обманчивы, так как они были низкими в других отраслях, особенно в торговле, которая в условиях кризиса пострадала больше остальных. По мнению Александра Калинина, президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", девальвация рубля повысила конкурентоспособность отечественных производителей, поэтому они смогли частично потеснить импорт. Особенно это проявилось в пищевой промышленности, где сосредоточена значительная часть российского производственного малого и среднего бизнеса.

При этом в конце 2016 г. почти треть предпринимателей отмечает снижение выручки, доход от продаж растет у 20%. Эти показатели сохранились на протяжении трех последних кварта- лов прошлого года. Если в конце года 26% небольших компаний ждали роста продаж, то в начале 2017 г. на потребительскую активность надеются только 17%. Хотя в прошлом году по сравнению с 2015 г. индекс продаж существенно вырос, в целом делать позитивные прогнозы пока рано. Падение доходов малого бизнеса лишь несколько замедлилось.

Эксперты сходятся во мнении, что динамика рынка кредитования малого и среднего бизнеса в будущем будет определяться покупательной способностью населения, финансовым положением предпринимателей, а также сохранением жестких требований к заемщикам со стороны банков. Скорость восстановления рынка в существенной мере будет определена и мерами господдержки малого и среднего бизнеса, в частности расширением его допуска к госзакупкам.