О состоянии и перспективах использования торгово-промышленными палатами ярмарок как инструмента продвижения на внутренний рынок товаров и услуг малых и средних предприятий в условиях импортозамещения на примере работы Брянской ТПП, ТПП Владимирской области и Липецкой ТПП – таким был главный вопрос, рассмотренный на заседании Правления ТПП РФ.
Вел заседание Президент ТПП РФ Сергей Катырин.
С докладом выступил вице-президент ТПП РФ Владимир Дмитриев.
По данным Росстата, отметил, в частности, выступающий, в стране проводится порядка 38 тысяч крупных и небольших муниципальных ярмарок с годовым оборотом около 500 млрд рублей. Число этих мероприятий из года в год увеличивается.
Данное направление является очень важным для системы торгово-промышленных палат, поскольку ярмарочная деятельность связана с поддержкой малого бизнеса. Для небольших хозяйств, не имеющих широкого рынка сбыта, ярмарки являются одной из немногих, а порой и единственной возможностью реализовать свои товары. Это, в частности, относится и к фермерским хозяйствам, доля которых в производстве сельскохозяйственной продукции в масштабах страны достаточно велика, в производстве, например, картофеля и овощей это более 80 процентов.
Надо иметь в виду, что развитие ярмарочного движения способствует укреплению и ряда секторов региональных экономик. В частности, ярмарки являются заметной составляющей событийных мероприятий, привлекающих большое количество туристов во многие субъекты РФ.
Ярмарки также играют конкретную роль в решении задач импортозамещения.
В правовом плане регулирует ярмарочную деятельность ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Однако в федеральном законодательстве есть ряд пробелов, и в итоге в законодательных актах в субъектах РФ и муниципальных образованиях нет единого толкования ярмарочной деятельности и единообразного подхода к организации ярмарок. Минпромторг РФ подготовил изменения в ряд федеральных законов. Важно, подчеркнул Владимир Дмитриев, чтобы при этом были учтены ожидания участников этого масштабного движения.
Ярмарочная деятельность является традиционной для многих торгово-промышленных палат и приносит им существенные доходы. Именно мероприятия ярмарочного характера позволили за 2 года нарастить объем реализации выставочно-ярмарочных услуг Владимирской ТПП на 40 процентов. У Брянской ТПП объем реализации услуг, связанных с организацией ярмарок, составляет порядка половины общего объема реализуемых услуг. Липецкая ТПП реализует ряд крупных многоцелевых проектов в этой сфере.
К числу основных проблем в организации ярмарок относятся несовершенство отраслевой нормативной базы, недостаточная поддержка со стороны органов исполнительной власти, отсутствие гарантий у организаторов ярмарок в части получения площадок для проведения коммерчески оправданных ярмарок, затянутую процедуру согласования, неразвитость информационной среды и т.д.
Следует создать единый для всей палатской системы портал готовящихся выставок и ярмарок во всех регионах. Этой базой могли бы пользоваться как торгово-промышленные палаты – организаторы мероприятий, так и их участники, а также посетители выставок и ярмарок, отметил Владимир Дмитриев.
О развитии ярмарочной деятельности, об успехах и проблемных вопросах, с которыми приходится при этом сталкиваться, рассказали заместитель начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области Игорь Алтухов, председатель совета потребительского общества «Хлебопродукт» (г.Судогда Владимирской области) Сергей Козлов, президент Союза «Брянская торгово-промышленная палата» Антонина Катянина.
В дискуссии также приняли участие заместитель директора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Министерства промышленности и торговли РФ Никита Кузнецов, председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, генеральный директор АО «Экспоцентр» Сергей Беднов, председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов, проректор по научно-исследовательской работе ФГБОУ ВО «Российский университет туризма и сервиса» Наталья Платонова. Был дан всесторонний анализ проблемы развития ярмарочной деятельности как одного из важных инструментов продвижения товаров и услуг.
На заседании Правления ТПП РФ был рассмотрен также ряд других вопросов. По всем обсужденным вопросам были приняты соответствующие решения.
После завершения заседания Правления состоялось торжественное мероприятие, посвященное 100-летию учреждения в России института торгово-промышленных палат.
Пресс-служба ТПП РФ, А.Бондарь