В 2017 году на Дальнем Востоке страны впервые зафиксирован рост инвестиций в основной капитал. Такого результата удалось достичь, в том числе, благодаря приходу в макрорегион новых инвесторов - в 2017 году они фактически вложили в экономику макрорегиона 92,5 млрд рублей. Сумма привлеченных инвестиций на территории опережающего развития (ТОР) составила 46 млрд рублей, 30 млрд рублей вложили компании и предприятия, получающие федеральную субсидию на строительство объектов внешней инфраструктуры, 16,5 млрд рублей - инвесторы Свободного порта Владивосток.
*данные Минвостокразвития России
Если говорить об интересе иностранных инвесторов (прежде всего, из стран АТР) – то это преимущественно участие в сырьевых проектах государственных и крупных частных компаний России.
Пока что, единственная возможность осуществления инфраструктурных проектов – финансирование за государственный счет. Сегодня справедливо ставится вопрос о привлечении частных средств в проекты федерального и регионального масштаба, поэтому нужна более широкая постановка вопроса: государственно-частное партнерство должно целенаправленно охватывать весь комплекс экономики региона.
Применение механизмов ГЧП обеспечит не только приток инвестиций в социально значимые и иные проекты, но и повысит их эффективность благодаря прагматичному и эффективному подходу к управленческим решениям, улучшению системы отчетности по проекту, усилению конкуренции, снижению коррупционной составляющей.
Диаграмма 2. Необходимость в инфраструктурных инвестициях
*С учетом минимальных дополнительных инвестиций, необходимых для поддержания инфраструктуры ДФО
** % от ВРП ДФО
Источник: «Ведомости», данные: «Global Infrastructure Outlook», раcчеты: «Infraone».
По мнению экспертов ТПП РФ, еще одним инструментом инвестиционной политики в макрорегионе на принципах ГЧП мог бы стать механизм отложенных налоговых платежей TIF (Tax Increment Financing) - модель финансирования проектов, при которой частный инвестор сам вкладывает средства в создание необходимой инфраструктуры для будущего производства (дорог, линий электропередач, газовых сетей и т.п.), а государство из дополнительных доходов, сгенерированных новыми предприятиями, возвращает эти деньги частному инвестору.
Такой механизм позволяет отложить во времени платежи государственного бюджета за создание объектов общественной инфраструктуры, необходимой для реализации приоритетных для экономического развития инвестиционных проектов. Это особенно важно в условиях перегруженности расходной части бюджета социальными обязательствами.
Обсуждение возможности применения модели TIF ведется на федеральном уровне с 2013 г., но на сегодняшний день нет соответствующего решения со стороны Правительства РФ по использованию данного механизма, хотя очевидно, что его принятие могло бы значительно улучшить ситуацию с развитием инфраструктурных проектов на территории Дальнего Востока, реализацию Тихоокеанской политики России.
Представляется крайне важным, чтобы особые условия хозяйствования, действующие на территориях опережающего развития, охватывали как крупные проекты государственного значения, так и создание технопарков и промышленных площадок для развития малого и среднего бизнеса.
Диаграмма 3. Оценка инвестиционного потенциала инфраструктуры для регионов ДФО на 2018-2025 гг. по секторам, млрд.руб. (максимальный прогноз)
Источник: «Ведомости», анализ «Infraone»
Необходимо осуществлять стимулирование не только организаций, ведущих на территории ТОР экономическую (производственную) деятельность, но и инвесторов, финансирующих инвестиционные проекты на соответствующих территориях. Гарантии равнодоступности к преференциям, предусмотренных ТОР, организаций разных видов деятельности, безусловно, повышают конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность территории.
По мнению многих независимых экспертов, активно сотрудничающих с ТПП РФ, всем инвесторам на территориях опережающего развития следует кроме значительных налоговых льгот предложить максимальную степень юридической защиты. Имеет смысл также подумать и о введении европейских норм регулирования строительства.
Чтобы инвесторы приходили на Дальний Восток, нужно снимать как можно больше административных барьеров, обеспечивать стабильность фискальной нагрузки на бизнес. В экспертном сообществе сложилось мнение об избыточности значительной части тех 40 позиций в стратегических областях, где существует только разрешительный допуск иностранных инвесторов.
В рамках совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование ТОРов, было бы полезным наладить постоянный мониторинг реализации положений действующего закона, обсуждение текущих уровней и состояний развития ТОРов с привлечением широкого круга предпринимателей – действующих и потенциальных резидентов, институтов развития, региональных властей.
Развитие экономики, помимо инфраструктурной поддержки и налогового стимулирования, требует необходимых трудовых ресурсов. Инвестор не придет реализовывать проект на территорию, если он не будет уверен в наличии кадров необходимого уровня квалификации или в возможности привлечения в проект за короткий срок специалистов необходимого уровня. К приоритетным задачам по повышению инвестиционной привлекательности стоит относить разработку и реализацию программ по привлечению необходимого количества трудовых ресурсов в регионы Дальнего Востока, а также (уже совместно с инвесторами) создание и реализацию программ подготовки и повышения квалификации специалистов и рабочих кадров непосредственно для уже реализуемых инвестиционных проектов.
Работая в направлении содействия развитию инвестиционного и инновационного потенциала регионов, ТПП РФ считает важным оказание поддержки реальным проектам. Такая работа уже ведется совместно с рядом территориальных палат ДФО по нескольким направлениям: информационно-консультационному, методологическому, продвижению предпринимательских инициатив и проектных предложений. Практические вопросы взаимодействия с потенциальными инвесторами обсуждаются в ходе информационно-методических семинаров ТПП РФ с участием представителей регионального малого и среднего бизнеса, органов власти субъекта и муниципалитетов, инвестиционно-банковского сообщества.
ТПП РФ также оказывает содействие в продвижении региональных инвестиционных проектов потенциальным инвесторам. Первичный отбор проходит на уровне территориальной ТПП в тесном контакте с местной администрацией и агентством развития территории. Одновременно, опираясь на связи за рубежом, Палата работает только с надежными и авторитетными инвесторами. В результате базовой ценностью такой системы становится доверие между инициатором проекта и инвестором. Еще один важный плюс системы – предоставление возможности проекту выйти за рамки своего региона. Поиск идет среди всех партнеров системы ТПП РФ, в том числе и иностранных инвесторов.
Полагаем, что для улучшения имиджа регионов Дальнего Востока необходимо расширять коммуникационное пространство, не ограничиваясь проведением выставок, форумов, конференций. В качестве дополнительных инструментов мы рассматриваем организацию и проведение отраслевых и межотраслевых презентаций региональных инвестиционных проектов для отдельных групп инвесторов. Возможность инициаторам представить собственные проекты узкоспециализированной аудитории потенциальных инвесторов существенно повышает эффективность такого рода взаимодействия.
В нынешних условиях роль системы торгово-промышленных палат возрастает. Она во многом выступает самой удобной площадкой не только для обсуждения проблем, но и для выработки совместных решений. Ведь без создания соответствующих условий инвестиционная привлекательность территорий Сибири и Дальнего Востока останется под большим вопросом.
Источник: "Регионы России"