В 2018 году на Дальнем Востоке страны был зафиксирован значительный рост инвестиций в основной капитал. Такого результата удалось достичь, в том числе, благодаря приходу в макрорегион новых инвесторов.
Можно считать это закономерным итогом создания конкурентной нормативно-правовой базы для ведения предпринимательской деятельности: 39 федеральных законов и 167 актов были приняты Правительством РФ для улучшения инвестиционного климата на Дальнем Востоке, темп роста экономики которого составил 4,4% в 2018 году по сравнению с 2017 годом, и, предполагается, что по итогам 2019 он вырастет до 6%.
Наиболее важные из принятых документов относятся к «дедушкиным оговоркам», защищающим инвестора и дающим ему уверенность в том, что инвестиционный климат в России как минимум не ухудшится. В их числе установление нулевой ставки НДС на услуги авиаперевозок на Дальнем Востоке и распространение механизма въезда по электронной визе на все воздушные пункты пропуска.
*Начиная с данных за январь-декабрь 2018 г. информация по Республике Бурятия и Забайкальскому краю включена в итог по Дальневосточному федеральному округу (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.11.2018 г. №632).
Сегодня в стадии проектирования и реализации находится более 1480 проектов, наиболее крупными из которых стали: алмазодобывающее предприятие Верхне-Мунское в Якутии, горно-обогатительный комплекс «Денисовский», два агропромышленных комплекса и мини-завод СПГ на Сахалине, два логистических комплекса, а также завод по производству железобетонных конструкций в Приморье. Ожидается, что количество новых проектов в 2019 году будет расти.
Для привлечения бизнеса в экономику Дальнего Востока в 2018 году был разработан и внедрен интернет-сервис по предоставлению морских участков для производства аквакультуры. На сегодняшний день реализовано 39 участков, площадью около 9 тыс. га, и, поскольку этот сервис уже успел хорошо себя зарекомендовать, планируется введение аналогичного механизма в лесной отрасли.
Кроме того, намечается активизации в развитии рыбопереработки: в рамках отбора инвестиционных проектов под квоты на рыбу будет построено 9 судов и 14 рыбоперерабатывающих заводов.
Диаграмма 2. Необходимость в инфраструктурных инвестициях
*С учетом минимальных дополнительных инвестиций, необходимых для поддержания инфраструктуры ДФО
** % от ВРП ДФО
Источник: «Ведомости», данные: «Global Infrastructure Outlook», расчеты: «Infraone».
Если говорить об инфраструктурных проектах, то, будем честны, единственная возможность их реализации сегодня – финансирование за государственный счет. Сегодня справедливо ставится вопрос о привлечении частных средств в проекты федерального и регионального масштаба, поэтому нужна более широкая постановка вопроса: государственно-частное партнерство должно целенаправленно охватывать весь комплекс экономики региона.
Применение механизмов ГЧП обеспечит не только приток инвестиций в социально значимые и иные проекты, но и повысит их эффективность благодаря прагматичному и эффективному подходу к управленческим решениям, улучшению системы отчетности по проекту, усилению конкуренции, снижению коррупционной составляющей.
Еще одним инструментом инвестиционной политики в макрорегионе на принципах ГЧП мог бы стать механизм отложенных налоговых платежей TIF (Tax Increment Financing) - модель финансирования проектов, при которой частный инвестор сам вкладывает средства в создание необходимой инфраструктуры для будущего производства (дорог, линий электропередач, газовых сетей и т.п.), а Государство из дополнительных доходов, сгенерированных новыми предприятиями, возвращает эти деньги частному инвестору.
Такой механизм позволяет отложить во времени платежи государственного бюджета за создание объектов общественной инфраструктуры, необходимой для реализации приоритетных для экономического развития инвестиционных проектов. Это особенно важно в условиях перегруженности расходной части бюджета социальными обязательствами.
Обсуждение возможности применения модели TIF ведется на федеральном уровне с 2013 г., но на сегодняшний день нет соответствующего решения со стороны Правительства РФ по использованию данного механизма, хотя очевидно, что его принятие могло бы значительно улучшить ситуацию с развитием инфраструктурных проектов на территории Дальнего Востока, реализацию Тихоокеанской политики России.
Представляется крайне важным, чтобы особые условия хозяйствования, действующие на территориях опережающего развития, охватывали как крупные проекты государственного значения, так и создание технопарков и промышленных площадок для развития малого и среднего бизнеса.
Диаграмма 3. Оценка инвестиционного потенциала инфраструктуры для регионов ДФО до 2025 года по секторам, млрд.руб. (максимальный прогноз)
Источник: «Ведомости», анализ «Infraone»
Необходимо осуществлять стимулирование не только организаций, ведущих на территории ТОР экономическую (производственную) деятельность, но и инвесторов, финансирующих инвестиционные проекты на соответствующих территориях. Гарантии равнодоступности к преференциям, предусмотренных ТОР, организаций разных видов деятельности, безусловно, повышают конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность территории.
По мнению многих независимых экспертов, активно сотрудничающих с ТПП РФ, всем инвесторам на территориях опережающего развития следует кроме значительных налоговых льгот предложить максимальную степень юридической защиты. Имеет смысл также подумать и о введении европейских норм регулирования строительства.
Чтобы инвесторы приходили на Дальний Восток, нужно снимать как можно больше административных барьеров, обеспечивать стабильность фискальной нагрузки на бизнес. В экспертном сообществе сложилось мнение об избыточности значительной части тех 40 позиций в стратегических областях, где существует только разрешительный допуск иностранных инвесторов.
В рамках совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование ТОРов, было бы полезным наладить постоянный мониторинг реализации положений действующего закона, обсуждение текущих уровней и состояний развития ТОРов с привлечением широкого круга предпринимателей – действующих и потенциальных резидентов, институтов развития, региональных властей.
Развитие экономики, помимо инфраструктурной поддержки и налогового стимулирования, требует необходимых трудовых ресурсов. Инвестор не придет реализовывать проект на территорию, если он не будет уверен в наличии кадров необходимого уровня квалификации или в возможности привлечения в проект за короткий срок специалистов необходимого уровня. К приоритетным задачам по повышению инвестиционной привлекательности стоит относить разработку и реализацию программ по привлечению необходимого количества трудовых ресурсов в регионы Дальнего Востока, а также (уже совместно с инвесторами) создание и реализацию программ подготовки и повышения квалификации специалистов и рабочих кадров непосредственно для уже реализуемых инвестиционных проектов.
Работая в направлении содействия развитию инвестиционного и инновационного потенциала регионов, ТПП РФ считает важным оказание поддержки реальным проектам. Такая работа уже ведется совместно с рядом территориальных палат ДФО по нескольким направлениям: информационно-консультационному, методологическому, продвижению предпринимательских инициатив и проектных предложений. Практические вопросы взаимодействия с потенциальными инвесторами обсуждаются в ходе информационно-методических семинаров ТПП РФ с участием представителей регионального малого и среднего бизнеса, органов власти субъекта и муниципалитетов, инвестиционно-банковского сообщества.
ТПП РФ также оказывает содействие в продвижении региональных инвестиционных проектов потенциальным инвесторам. Первичный отбор проходит на уровне территориальной ТПП в тесном контакте с местной администрацией и агентством развития территории. Одновременно, опираясь на связи за рубежом, Палата работает только с надежными и авторитетными инвесторами. В результате базовой ценностью такой системы становится доверие между инициатором проекта и инвестором. Еще один важный плюс системы – предоставление возможности проекту выйти за рамки своего региона. Поиск идет среди всех партнеров системы ТПП РФ, в том числе и иностранных инвесторов.
Полагаем, что для улучшения имиджа регионов Дальнего Востока необходимо расширять коммуникационное пространство, не ограничиваясь проведением выставок, форумов, конференций. В качестве дополнительных инструментов целесообразно рассмотреть возможность организации и проведения отраслевых и межотраслевых презентаций региональных инвестиционных проектов для отдельных групп инвесторов. Возможность инициаторам представить собственные проекты узкоспециализированной аудитории потенциальных инвесторов существенно повышает эффективность такого рода взаимодействия.
Алексей Вялкин,
Директор Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ