«Продовольственный бренд. Чем регион может удивить Россию и мир?» – такой была тема Всероссийской конференции по брендингу, прошедшей в ТПП РФ.
Открыл и вел мероприятие вице-президент ТПП РФ Владимир Дмитриев.
Сегодня, отметил он, открывая конференцию, наблюдается высокий интерес к брендингу, который очень важен для решения задач по продвижению товаров и услуг, а также имиджа городов и территорий России.
Все слышали о таких отечественных региональных гастрономических брендах, как вологодское масло, башкирский мед, тульские пряники, астраханские арбузы, адыгейский сыр, и многие другие. Но, подчеркнул Владимир Дмитриев, приходится вместе с тем констатировать, что ряд прекрасных локальных продуктовых брендов все еще неизвестны за пределами своего региона.
В последнее время отмечается заметный рост интереса государства к брендингу. Как известно, в июне прошлого года в ходе «прямой линии» с главой государства был затронут вопрос о поддержке и развитии территориальных брендов. Вопрос касался, в первую очередь, продвижения продовольственных региональных брендов. Министерство сельского хозяйства РФ ведет работу по продвижению экспортно ориентированной продукции. Минэкономразвития РФ осуществляет разработку механизма создания региональных брендов территорий Российской Федерации, включая товары и услуги.
Как правило, региональный бренд строится преимущественно вокруг двух ключевых моментов – туристического направления и бренда происхождения товаров и услуг. Между тем, наличие продовольственных региональных брендов также будет способствовать укреплению экономической самостоятельности регионов и приносить известность самой территории.
На протяжении ряда лет ТПП РФ совместно с заинтересованными ведомствами активно развивает тему брендинга, способствуя продвижению товаров и услуг на внутренний и внешние рынки.
Палатой совместно с Российским государственным университетом туризма и сервиса проводится традиционный ежегодный «круглый стол» на тему «Российское гостеприимство» в рамках международной выставки продуктов питания, напитков и сырья для их производства «ПРОДЭКСПО» в Экспоцентре. При подготовке к конференции ТПП России провела опрос среди территориальных палат о наличии уникальных продуктовых брендов в их регионах. Анализ поступившей информации показал, что в нашей стране имеются достаточно конкурентоспособные местные продовольственные бренды, которые при наличии определённых мер поддержки и рекламных кампаний могут выйти как на внутренний российский рынок так и за рубеж, заключил Владимир Дмитриев.
В развернувшейся дискуссии выступили: руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) Григорий Ивлиев, заместитель директора Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства РФ Ирина Федина, член совета Ассоциации брендинговых компаний России, исполнительный креативный директор брендингового агентства «Артоника» Денис Шлесберг, ректор Российского государственного университета туризма и сервиса Александр Федулин, представители ФАО в Российской Федерацией и ФАО по Европе и Центральной Азии Агаси Арутюнян и Дмитрий Звягинцев, председатель Совета директоров Российской ассоциации франчайзинга, президент компании АО «БРПИ» (Баскин Робинс) Агнесса Осипова и вице-президент Союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» Елена Дюкарева.
В рамках деловой программы были проведены панельная дискуссия и две отдельных секции:
- Гастрономическая культура как составляющая имиджа региона.
- «Эко-био-органик. Мифы и реальность рынка полезных продуктов питания», организованная журналом «Путеводитель российского бизнеса».
- Создание и развитие региональных гастрономических брендов. Что мы можем взять из мировой практики, а что – ей предложить?», организованная Ассоциацией брендинговых компаний России.
Модератором панельной дискуссии «Гастрономическая культура как составляющая имиджа региона» выступил директор Департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ Сергей Селиванов, который в своем вступительном слове отметил, что в настоящее время перечень гастрономических символов, с которыми Россия ассоциируется в мире, совсем невелик. Ряд российских брендов не известен, и в этой связи есть все предпосылки для разработки любой экспортной стратегии с «чистого листа». Участники дискуссии обсудили, в частности, такие вопросы как: за счет чего преодолевать сложившиеся стереотипы, развивать и прививать гастрономическую культуру, как заинтересовать внешние рынки отечественными продуктами питания и вывести свой товар на экспорт, какую роль в этом играют меры господдержки.
На секции-практикуме «Эко-био-органик. Мифы и реальность рынка полезных продуктов питания», модератором которой выступила главный редактор журнала «Путеводитель российского бизнеса» Мария Егорова, эксперты обсудили вопросы о разрешенных и запрещенных приемах в позиционировании продуктов питания, а также новый закон «Об органической продукции».
В мероприятии приняли участие представители Росконтроля, Национального органического союза и натуральных брендов России. В рамках дискуссии был поднят вопрос о возможности производства натуральных брендов в России в промышленных масштабах. Группа компаний «Концерн Покровский» представил современные технологии обработки и выращивания семян штирийской тыквы под брендом «Солнцем согреты». Исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко обозначил сложности, связанные с принятием закона «Об органической продукции», управляющий партнер компании PSYCHEA Олег Клепиков презентовал особенности брендирования натуральных продуктов.
Вторая секция была проведена Ассоциацией брендинговых компаний России на тему: «Создание и развитие региональных гастрономических брендов. Что мы можем взять из мировой практики, а что – ей предложить?». Участники рассмотрели понятие «бренд», чем региональный продуктовый бренд отличается от просто продуктового бренда, как устроены самые известные региональные гастрономические бренды в мире, с чего начать создание бренда.
Новшеством в конференции стало проведение менторской и экспертной гостиной, где участники конференции могли бесплатно получить консультации по бизнесу. Менторами выступили известные маркетологи и специалисты по брендингу: Ольга Панова, Елена Пономарева, Марина Плигина, Александр Арутчев, Александр Романов и Ирина Романова.
Итогом конференции стал бизнес-поединок: «На старт! Внимание! Бренд», на котором трем командам было предложено на практике попробовать создать новый уникальный продуктовый бренд. Оценивало жюри – известные маркетологи и специалисты по брендингу. Победила команда, которая предложила создать новый бренд «чая». Победителям вручили памятные кубки, а также сувениры от спонсора поединка – компании «Фабрика домашних солений». В рамках бизнес-поединка также прошел мастер-класс от компании Up Brands «Брендинг пищевых продуктов. Тренды. Инструменты. Ошибки».
Пресс-служба ТПП РФ, А.Бондарь
Департамент выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности, К.Жавгурян
Фото: Д.Подрезов