9 сентября 2020 г. в рамках второго дня деловой программы 26-го Международного туристического форума-выставки «ОТДЫХ LEISURE-2020» состоялась IV Всероссийская конференция «Маркетинг территорий и национальный брендинг России», организатором которой выступили ООО «ЕвроЭкспо» и ООО «РедКонгресс Групп».
Модератором мероприятия выступила генеральный директор ООО «РедКонгресс Групп», независимый эксперт в сфере маркетинга и брендинга территорий Ольга Зайкова.
Ключевыми темами дискуссии стали вопросы, связанные с применением эффективных инструментов по продвижению городов и территорий, международное и межрегиональное сотрудничество, обмен опытом между российскими регионами в области построения грамотной стратегии продвижения туристического потенциала своих регионов путём создания новых маршрутов и проектов, а также возможности внутрироссийского туризма в новых реалиях.
Участие в работе конференции приняла заместитель директора Департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ Виктория Калинина, рассказав о формах поддержки туристического рынка системой торгово-промышленных палат в России. В начале своего выступления она отметила, что в условиях ограничений, связанных с пандемией COVID-19, главной задачей системы торгово-промышленных палат стало представление интересов бизнеса во взаимодействии с властью, защита интересов участников экономического процесса. Палата одной из первых отреагировала на вызов бизнесу, спровоцированный распространением коронавирусной инфекции и связанными с этим ограничительными мерами, ударившими в первую очередь по туристической и конгрессно-выставочной отрасли. По словам Виктории Калининой, сложившаяся ситуация с пандемией COVID-19, несомненно, повлияла на туристическую отрасль. ТПП РФ во взаимодействии с экспертами профильного Комитета и бизнес-сообществом заняли активную позицию по разработке предложений в части, касающейся мер поддержки туротрасли. Одной из приоритетных задач ТПП РФ ставит развитие и продвижение территорий через брендинг. Ситуация, связанная с закрытием границ по причине пандемии короновирусной инфекции, способствовала переориентации внимания туристов на внутрироссийский турпродукт, вопрос продвижения территорий стал еще актуальнее.
ТПП РФ продолжает работу по популяризации темы брендинга территорий, как одного из важных аспектов решения задач по продвижению туристического потенциала России. В частности, ТПП РФ ежегодно проводит Всероссийскую конференцию по брендингу, совместно с Евразийским содружеством туриндустрии ЕСОТ запущен Цикл вебинаров по брендингу, в рамках которого в том числе поднимаются вопросы, связанные с маркетингом территорий и продвижением региональных брендов. Также Виктория Калинина проинформировала, что сейчас система ТПП РФ работает над созданием алгоритма, при котором региональные и муниципальные палаты могли бы оказывать различные услуги по созданию и продвижению брендов территорий и региональных брендов товаров/услуг с целью их продвижения на внутренний и внешний рынки.
Советник по методическому обеспечению деятельности Фонда Росконгресс Слава Хотько обратил внимание участников мероприятия на подходы к определению маркетинга территорий и развития туризма, которые используются в российской и зарубежной практике.
Вице-президент ИЦ «Сколково», директор по развитию городской среды Елена Зеленцова презентовала туристические возможности инновационного центра «Сколково», который впервые принимает профильную туристическую выставку.
Ольга Зайкова выступила на тему: «Как региону/городу использовать международное и межрегиональное сотрудничество для продвижения потенциала своей территории и увеличения турпотока».
Вниманию участников и гостей конференции были представлены примеры создания и продвижения туристических потенциалов территории Калининградской, Тверской, Новгородской, Ленинградской, Калужской, Московской областей.
Министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак и заместитель председателя Комитета Ленинградской области по туризму Римма Сачунова поделились опытом и планами привлечения туристов на свои территории, современными инструментами продвижения туристического потенциала, а также спецификой приграничного межрегионального и межгосударственного сотрудничества.
Заместитель министра туризма Тверской области Надежда Выскубова совместно с коллегами заместителем министра инвестиционной политики Новгородской области, директором Департамента туризма Еленой Михеевой, заместителем председателя Комитета Ленинградской области по туризму Риммой Сачуновой, заместителем руководителя Комитета по туризму Московской области Ириной Шилкиной представили проект «Государева дорога» – межрегиональный туристический проект, представляющий исторический путь России, который соединяет две российские столицы – Москву и Санкт-Петербург и проходит по Московской, Тверской, Нижегородской и Ленинградской областям.
Вице-президент Ассоциации малых туристских городов, и.о. директора Ассоциации малых туристских городов Игорь Кехтер рассказал о работе ассоциации и достигнутых результатах малых городов в вопросе развития своих туристических территорий.
Начальник отдела продвижения инвестиционных проектов и туристских продуктов Управления развития туризма Министерства экономического развития Калужской области Елена Сергеева представила проект: «Россия – Родина космонавтики»: практика создания конкурентоспособного межрегионального туристического маршрута».
В заключение работы конференции заместитель начальника управления по реализации проектов развития территорий Департамента по проектам развития территорий Орловской области Алексей Лепилин познакомил участников с новым туристическим региональным брендом «Бирюзовое кольцо России». Бренд создан летом 2020 года. Новый маршрут будет объединять старинные города Орловской области.
Департамент выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности, К.Жавгурян