Налоговые каникулы: от теории к практике

Главная

Налоговые каникулы: от теории к практике

29 декабря 2014 года в качестве одной из антикризисных мер поддержки малого предпринимательства был принят Федеральный закон № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий возможность предоставления налоговых каникул индивидуальным предпринимателям, перешедшим на УСН или патентную систему налогообложения. 

Речь идет о двухлетних «налоговых каникулах» для впервые зарегистрированных ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах и перешедших в течение двух лет со дня регистрации на УСН или патентную системы налогообложения. Право устанавливать такую меру предоставлено субъектам Российской Федерации. Указанные меры поддержки предпринимателей рассчитаны на период с 1 января 2015 года по 1 января 2021 года.

Сегодня ситуация в регионах в части реализации антикризисных решений выглядит весьма неоднородно ввиду неравномерности развития самих регионов и сектора малого и среднего предпринимательства, в частности.

По данным мониторинга открытых источников информации, проведенного ТПП РФ, на сегодняшний день законы о внедрении «налоговых каникул» для малого бизнеса приняты в 32 регионах России (38% от общего количества регионов РФ), при этом официально вступили в действие 24 закона. Палата подчеркивает значимость именно факта вступления документа в силу: ведь мало закон принять, он еще должен начать работать. 
Меры по развитию малого предпринимательства, разрабатываемые и долго обсуждаемые, служат в конечном итоге одной цели: у бизнеса должен появиться реальный инструмент поддержки, которым предприниматель может воспользоваться. А результатом внедрения мер поддержки должно стать достижение ключевой стратегической цели, провозглашенной на высшем уровне - удвоения вклада сектора МСП в ВВП страны.

ТПП РФ особо выделяет решения Государственного совета РФ «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ» стратегического, системообразующего, методологического характера. К ним мы относим поручения Президента России о национальной стратегии и создании единого института развития малого и среднего бизнеса. 

Палата России настаивала на необходимости принятия Государственной стратегии развития малого и среднего предпринимательства с четкими целями и задачами, ясными критериями реализации и показателями эффективности, пронизывающими все без исключения уровни власти и институты развития. Сейчас мы находимся на очень важном этапе, когда необходимо определить базовые подходы, которые должны лечь в основу стратегии.

Государственная стратегия развития малого и среднего предпринимательства должна способствовать синхронизации усилий в направлении поддержки малого и среднего бизнеса, созданию условий для равного доступа к льготам и преференциям, независимо от места ведения бизнеса. 

Департамент предпринимательства и услуг, Н.Гурина