«ЕАЭС: новые горизонты интеграции» – такой была тема заседания «круглого стола» в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2015». В его работе принял участие и выступил Президент ТПП РФ Сергей Катырин.
Работа Евразийского экономического союза, начавшаяся с 1 января 2015 г., проходит в условиях сложной международной ситуации, отразившейся не только на России, но и на наших партнерах по Союзу, отметил Сергей Катырин.
Он перечислил ряд вопросов, решить которые в рамках ЕАЭС, по мнению ТПП РФ, крайне важно.
К сожалению, отметил Сергей Катырин, до сих пор сохраняется немалое количество прямых и косвенных барьеров во взаимной торговле. Несмотря на наличие единой таможенной территории и отсутствие таможенного контроля во внутрисоюзной торговле, все еще остаются 232 изъятия и ограничения.
Работа над Таможенным кодексом ЕАЭС продвигается медленно из-за большого количества разногласий сторон. Есть даже предложение осуществлять основную часть таможенного регулирования на национальном уровне. Но такой подход, по мнению ряда экспертов, может привести к восстановлению таможенного контроля на внутренних границах Союза. А это, безусловно, противоречит основным принципам Таможенного союза, лежащим в основе Евразийского союза.
В рамках подготовки проекта с учетом замечаний и предложений бизнес-сообщества на сегодня удалось договориться о приоритете электронного декларирования.. Еще одно новшество Кодекса – возможность использования механизма «единого окна», причем не только в таможенных, но и в других органах, контролирующих внешнеэкономическую деятельность. К сожалению, в РФ до сих пор нет последовательной и структурированной работы по созданию национального механизма «единого окна». Причина проста: до сих нет соответствующего решения, принятого на уровне руководства страны и не определен уполномоченный орган.
Очень важно, чтобы в странах–членах ЕАЭС были одинаковые правила участия в госзаказе. Это гарантирует равные конкурентные условия для бизнеса всех участников Союза.
Невозможно полноценное развитие ЕАЭС и без инвестиционного взаимодействия. Здесь одной из мер ускорения процесса может стать разработка дорожной карты инвестиционного сотрудничества на срок до 2030 года. Очень важно при этом использовать инструменты государственно-частного партнерства (ГЧП). Нужно совместно устанавливать и постоянно совершенствовать «правила игры». Адекватной площадкой для этого могут стать торгово-промышленные палаты – объединения предпринимателей, включающие практиков бизнеса, юристов, консультантов, представителей наук, выразил уверенность Сергей Катырин.
В рамках деловой программы форума Сергей Катырин также принял участие в дискуссии на тему "Государственный контроль нового качества. Барьер или стимул для бизнеса?".
Относительно законопроекта «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» позиция ТПП РФ следующая, заявил глава ТПП РФ. Законопроект закладывает новые современные принципы организации и проведения государственного и муниципального контроля и надзора. Однако в нем есть ряд спорных положений.
В частности, существенно расширены – с 5 до 8 – основания проведения внеплановых проверок, что значительно снижает гарантии защиты прав бизнеса. В законопроект возвращен шестидесятидневный срок проведения выездной проверки (сегодня – 20 дней). Это может вызвать дополнительные административные и другие издержки для бизнеса.
Мероприятия контроля и надзора по-прежнему сохранили в себе заимствования из уголовного процесса – допрос, выемка документов и т.д. Это не соответствует поручениям Президента РФ о снижении избыточного административного давления на бизнес.
Законопроект не устанавливает в ряде случаев обязательность применения должностными лицами т.н. проверочных листов. Не до конца проработаны механизмы негосударственного контроля и надзора. По мнению Палаты, следует дополнить законопроект механизмом ответственности органов власти. Выверенный, точный, понятный всем сторонам закон должен способствовать снижению административных барьеров и повышению инвестиционной привлекательности страны, считает ТПП РФ.
В заключение первого дня работы форума состоялась встреча Председателя правительства РФ Дмитрия Медведева с представителями бизнес-сообщества. Во встрече участвовал также Президент ТПП РФ Сергей Катырин.
Относительно законопроекта «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» позиция ТПП РФ следующая, заявил глава ТПП РФ. Законопроект закладывает новые современные принципы организации и проведения государственного и муниципального контроля и надзора. Однако в нем есть ряд спорных положений.
В частности, существенно расширены – с 5 до 8 – основания проведения внеплановых проверок, что значительно снижает гарантии защиты прав бизнеса. В законопроект возвращен шестидесятидневный срок проведения выездной проверки (сегодня – 20 дней). Это может вызвать дополнительные административные и другие издержки для бизнеса.
Мероприятия контроля и надзора по-прежнему сохранили в себе заимствования из уголовного процесса – допрос, выемка документов и т.д. Это не соответствует поручениям Президента РФ о снижении избыточного административного давления на бизнес.
Законопроект не устанавливает в ряде случаев обязательность применения должностными лицами т.н. проверочных листов. Не до конца проработаны механизмы негосударственного контроля и надзора. По мнению Палаты, следует дополнить законопроект механизмом ответственности органов власти. Выверенный, точный, понятный всем сторонам закон должен способствовать снижению административных барьеров и повышению инвестиционной привлекательности страны, считает ТПП РФ.
В заключение первого дня работы форума состоялась встреча Председателя правительства РФ Дмитрия Медведева с представителями бизнес-сообщества. Во встрече участвовал также Президент ТПП РФ Сергей Катырин.
Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь
Фотогалерея
Документы