Чтобы качество надзора было выше

Новости

Чтобы качество надзора было выше

В рязанском отеле «Форум» состоялись публичные слушания результатов правоприменительной практики управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям. Это мероприятие проходило в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».  

В публичных слушаниях приняли участие министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, глава Рязанского региона Николай Любимов, заместитель министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев, заместитель руководителя Россельхознадзора Юлия Швабаускене, главный федеральный инспектор по Рязанской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Сергей Яковлев, представители правоохранительных и контрольно-надзорных органов, общественных организаций и бизнес-сообщества региона. В числе участников была президент Рязанской торгово-промышленной палаты Татьяна Гусева.

Говоря о реформе контрольно-надзорной деятельности, Николай Любимов отметил, что Рязанская область активно включилась в реализацию проекта в целях снижения административного давления на бизнес. Разработана и реализуется «Дорожная карта» по внедрению модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в Рязанской области». В правительстве области работает специально созданная комиссия,  координирующая деятельность органов госконтроля. Она осуществляет контроль за качеством продукции в школах, больницах, детских садах, противодействует появлению фальсификата в магазинах. Мы надеемся, что реформа позволит оптимизировать и повысить эффективность деятельности контрольно-надзорных органов, обеспечить безопасность жизни и здоровья рязанцев, сказал Николай Любимов. Бизнес же, получит возможность работать и развиваться, не тратя значительные ресурсы на многочисленные проверки.

Как отметил Михаил Абызов, Рязанская область активно развивает агропромышленный сектор, поэтому вопросы деятельности Россельхознадзора, которые рассматриваются в рамках публичных обсуждений,  для аграриев региона очень важны. С одной стороны, это вопросы контроля за качеством продукции, а с другой – прозрачности ведения бизнеса.

Михаил Абызов рассказал о сути реформы контрольной и надзорной деятельности. Реформа предусматривает переход на риск-ориентированный подход. Проверки будут чаще проводиться там, где повышены риски для безопасности граждан. Предусматривается создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, противодействия коррупции, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях.

«Основная задача – изменить формат общения между контролером и проверяемым, сказал Михаил Абызов. Это будут партнерское взаимодействие с бизнесом, главная цель которого не наказывать, а предотвращать нарушения.

По словам Михаила Абызова, добросовестный предприниматель заинтересован, чтобы требования, которые он выполняет, были обязательны и для производителей соседних регионов. Это позволит исключить поставки контрафактной, некачественной продукции, что очень часто выявляется в ходе проверок Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Во время слушаний участники мероприятия сообщили Михаилу Абызову о серьезных нарушениях, допускаемых управлением Россельхознадзора по Рязанской области.

Представители бизнес-сообщества жалуются, что нередко инспекторы Россельхознадзора, после проведения проверок  предприятий и выявления нарушений, устанавливают слишком короткие сроки исполнения предписаний об устранении этих нарушений. Предприниматели по ряду объективных причин не могут устранить нарушения в эти сроки. и тогда им выписывают крупные штрафы.

Управление Россельхознадзора допускает дублирование проверок, которые в силу своих обязанностей проводит управление Роспотребнадзора по Рязанской области. Получается, что эти ведомства проверяют одно и то же юридическое лицо и его продукцию, хотя существуют четко разграниченные полномочия между этими организациями по осуществлению контроля за качество и безопасностью пищевой продукции.

Имеются факты, когда сотрудники управления Россельхознадзора настоятельно рекомендуют предприятия обращаться за услугами по проверке качества продукции в Тульскую лабораторию. Здесь налицо не только коррупционная составляющая, но и ограничение конкуренции, что является нарушением антимонопольного законодательства.

Управление Россельхознадзора на своем сайте, а иногда и в СМИ, размещают информацию о проведенных проверках в отношении того или иного субъекта предпринимательства с указанием выявленных нарушений. Исходя из этой информации, потребителями делается вывод, что обращаться за продукцией на это предприятие не следует. Причем, такая информация не убирается с сайта даже после того, как предприятие доказывает через суд свою невиновность. Если предприниматель просит разместить опровержение в СМИ, ему обычно отказывают, или требуют за это деньги.

Имеются и факты неправильного оформления инспекторами надзорных организаций протоколов о нарушениях. Есть и такие факты, когда штрафы за одно и то же выявленное нарушение накладываются одновременно на юридическое лицо – предприятие и на физическое лицо – его руководителя, что неправомерно.

Остроту проблемы подчеркнула президент Рязанской ТПП Татьяна Гусева. Деятельность Россельхознадзора не раз обсуждалась на «круглых столах» в Палате.

Михаил Абызов прокомментировал изложенные жалобы. Он согласился, что недопустимо устанавливать нереальные сроки исполнения предписаний об устранении нарушений. Я попрошу подготовить рекомендации о применении разумных сроков, сказа он. В отношении дублирования функций двух ведомств, он отметил, что если Россельзохнадзор проверяет качество продукции, то Роспотребнадзору надлежит проводить проверки процесса производства. Эту систему надо оптимизировать, заявил Михаил Абызов, однако, по его мнению, сейчас не стоит заниматься объединением двух ведомств. В рамках реформы предстоит решать другие актуальные задачи.

В отношении навязывания потребителю услуг какой-либо организации Михаил Абызов высказался категорично: такие нарушения следует исключить. Представителям федерального надзорного органа должно быть запрещено давать подобные рекомендации. О публикациях в СМИ Михаил Абызов заявил, что репутацию предпринимателя надо поддерживать, а не подрывать. Поэтому необходимо разработать соответствующий регламент об информировании результатов проверок. Однако полностью отказаться от информирования потребителей нельзя, ведь речь идет о здоровье людей.

Наложения штрафов по одному нарушению на физическое и юридическое лицо одновременно быть не должно, сказал Михаил Абызов. Например, в рамках проводимой реформы руководство МЧС России уже приняло решение запретить такое дублирование.

Михаил Абызов также проинформировал, что правительство РФ по поручению Президента направило поручение всем главам регионов организовать специальную группу или комиссию по контролю за деятельностью надзорных органов на местах. В некоторых регионах даже создали министерства с такими функциями. Это необходимо для прозрачности работы и сокращения проверок надзорными органами в муниципалитетах, сказал Михаил Абызов.

Николай Любимов отметил, что вопрос о создании специальной площадки при губернаторе и правительстве области для обсуждения вопросов федерального, регионального и муниципального надзора на территории региона будет проработан. 

Рязанская ТПП