15 сентября 2017 года в рамках Международного рекламного форума в Торгово-промышленной палате Нижегородской области состоялось выездное заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы.
С приветственными словами перед участниками выступили председатель Комитета по предпринимательству в сфере рекламы ТПП РФ Сергей Пискарев и председатель Комитета по рекламе при ТПП НО (Рекламного совета Нижегородской области) Сергей Стешов.
Заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина представила информацию о защите прав потребителей в Законе «О рекламе». Она отдельно остановилась на тех нарушениях, которые выявляет антимонопольная служба. По статистике за прошлый год, больше всего нарушений ФАС России выявила в рекламе финансовых услуг, медицинских услуг, биологически активных добавок, а также в недостоверной рекламе. «В рекламе финансовых услуг основные нарушения – это неуказание существенных условий договора, к ним относятся сумма, срок и ставка. Это обман ожидания, что вводит потребителя в заблуждение. Размещение мелким шрифтом разрешено, но если существенная информация не читается и не воспринимается, то она считается отсутствующей».
В рекламе лекарственных средств и БАД также выявляется довольно много нарушений в связи с тем, что размещается информация, которая не соответствует инструкции по применению, где говорится о тех свойствах, которыми лекарство не обладает, что также направлено на введение потребителя в заблуждение», - рассказала Татьяна Никитина. Также она обратила внимание на использование в рекламе слов «быстро» и «быстродействие». «С точки зрения лекарств, «быстрота» клиническими испытаниями не подтверждается и определить, что такое «быстрота» - невозможно. У нас был ряд дел, когда мы были вынуждены признать это нарушением».
Директор программ общественного здоровья Международной конфедерации обществ потребителей Марина Чернова рассказала об организации, которую она представляет, и предложениях, направленных на маркировку пищевой продукции в целях защиты прав потребителей и здравоохранной политике, провела сравнение законодательства таможенного союза в сравнении с законодательствами других стран и озвучила предложения КОНФОП по маркировке продуктов питания. Отдельно она остановилась на маркетинге детского питания и табака.
Вице-президент АКАР, президент Российской Академии рекламы Владимир Филиппов в своем выступлении рассказал о том, что необходимо иметь продукту для того, чтобы он стал известным брендом. Каким брендам доверяют потребители, кто и каким образом определяет успешность бренда.
Старший менеджер по проектам департамента внешних связей АО «Нижфарм» Тамара Шаталова и директор департамента маркетинга В2С ГК «Нижегородский масло-жировой комбинат» Наталья Власова рассказали о проблемах, возникающих в сферах рекламы фармацевтических препаратов и майонезов.
Руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями Coca-Cola HBC Россия в Центральном и Южном регионах Денис Куприянов в своем выступлении рассказал о самоограничениях, которые взяла на себя компания Кока-Кола при рекламировании своей продукции. «Мы разделяем необходимость совершенствования механизмов информирования потребителей, максимально обеспечивающих доступ к достоверной информации и позволяющей им сделать обоснованный выбор. Многолетний опыт работы во многих странах показывает, что сотрудничество бизнеса и власти и поддержка добровольных соглашений участников рынка в части ограничения рекламы определенных продуктов питания вместо нормативного регулирования, дают наиболее значимый эффект. В деятельности нашей Компании основополагающим элементом является политика ответственного маркетинга. Сегодня мы поделились основным содержанием глобальной политики ответственного маркетинга, определяющей стратегию Компании в сфере саморегулирования рекламной деятельности, в том числе на рынке России. Надеюсь, что подобные инициативы индустрий найдут поддержку как на уровне государственных органов, так и на уровне местного бизнес сообщества», - отметил Денис Куприянов, Региональный менеджер по взаимодействию с государственными органами в Южном и Центральном регионах, Coca-Cola HBC Россия.
Участники заседания рекомендовали поддержать тренд на самоограничение и предложили поддержать его другими крупными компаниями, выпускающими пищевую продукцию.
Руководитель финансового пресс-клуба Союза журналистов России, член Правления Московского городского Союза журналистов, член комитета по консалтингу Московской Торгово-промышленной палаты Юрий Вороненков в своем выступлении отметил, что банки при размещении рекламы своих продуктов нередко замалчивают о некоторых серьезных моментах при заключении финансовых договоров, либо указывают их настолько мелким шрифтом, что человек оказывается не в состоянии их прочитать.
В заключение слово взяла профессор кафедры «Теории и истории государства и права» Нижегородской Академии МВД РФ, доктор юридических наук, кандидат культурологии, профессор Марина Баранова. Она проанализировала изменения, внесенные в закон «О рекламе» за 10 лет (с момента вступления его в силу). За это время в него были внесены 52 поправки. Основная их доля приходится на запреты и ограничения рекламы в той или иной сфере. Часто это связано с конъюнктурными соображениями в тот или иной момент времени. В частности, она отметила, что сначала была запрещена реклама пива, потом ее вынуждены были вернуть в телевизионный эфир (конечно, с серьезными ограничениями). При этом российская пивная индустрия потеряла значительную часть предприятий из-за невозможности продвижения своей продукции. Стоит отметить, что Россия является единственной страной, где пиво относится к алкогольной продукции, и на рекламу пива распространяются все ограничения, накладываемые на алкоголь. В других странах этого нет, и транснациональные компании имеют возможность продвигать свою продукцию.
Кроме того, крупные компании смогли быстро сориентироваться и начать выпуск под своей маркой безалкогольного пива, реклама которого в нашей стране разрешена. Более мелкие компании, в том числе российские, этого сделать не смогли по финансовым соображениям и вынуждены были уйти с рынка. Возобновить деятельность предприятия в этих условиях необычайно сложно.
Представители рекламного бизнеса Нижнего Новгорода и других регионов России активно участвовали в работе заседания, задавали вопросы выступающим, вступали в дискуссию по спорным вопросам. Председатель комитета по рекламе ТПП РФ Сергей Пискарев высоко оценил уровень выступавших на заседании, отметил интересную тематику и заинтересованность присутствующих при обсуждении различных аспектов защиты прав потребителей, а также законодательных ограничений в сфере рекламного бизнеса.
ТПП Нижегородской области