Своевременность расчетов по госконтрактам, внешнеэкономическая деятельность как инструмент развития бизнеса, построение эффективных продаж – эти и другие не менее актуальные вопросы обсуждались на очередном Совете экспертов ЯрТПП, в котором приняли участие коммерческие директора, руководители отделов продаж, специалисты, ответственные за расширение и развитие бизнеса и внешнеэкономическую деятельность.
В этом году закупочное законодательство по 44-ФЗ существенно изменилось. Знать о новых правилах, действующих с лета 2017 года, и применять это знание вовремя - задача каждого контрактного управляющего.
– Самая большая проблема последних трех лет – несвоевременность расчетов за выполненный контракт по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Летом этого года приняты поправки, которые предполагают штрафы для плательщиков за несвоевременную оплату исполненного контракта, – рассказала директор ЦДО ЯрТПП, председатель комитета по финансовым рынкам Марина Позднякова. – Если работы выполнены, подписаны документы, но в определенный срок оплата не поступила, исполнитель имеет право написать досудебную претензию. С этого момента начинается повышенная ответственность государственных органов за несвоевременную оплату. С августа 2017 года нарушение вышеназванных сроков при проведении расчетов с поставщиком грозит внушительными штрафами, а за повторное нарушение – гораздо более серьезные санкции.
Изменения закупочного законодательства коснулись не только сроков оплаты, но и профессионального соответствия контрактных управляющих и ряда других позиций. Более подробно эта тема будет рассматриваться на очередном Совете экспертов, который пройдет в ЯрТПП 22 ноября.
Как показывает практика, многие компании начинают работать на территории России и затем, осознавая свой потенциал, выходят на внешние рынки. Подтверждает это и статистика. За прошлый год ярославские предприятия экспортировали свою продукцию на 625 млн долларов. За первое полугодие 2017 года эта цифра составила 350 млн. В Ярославской области 206 участников внешнеэкономической деятельности и экспортируют они в 106 стран. Вполне логично, что львиная доля – 49,5% в товарной структуре несырьевого экспорта нашего региона приходится на машины, оборудование, транспортные средства, чуть меньше – 33,8% – продукция химической промышленности, каучук. Оставшаяся доля экспорта практически в равной пропорции делится между древесиной, целлюлозно-бумажными изделиями и минеральной продукцией.
Ярославский бизнес сегодня активно развивается в сторону экспорта. Причем в этом заинтересованы как сами производственники, так и региональное правительство. Увеличение экспортных объемов, расширение международных рынков сбыта позволяет пополнить налоговую базу региона, выстроить эффективные коммуникации с зарубежными партнерами и создать привлекательный инвестиционный климат в регионе.
– Регион заинтересован в появлении новых компаний, выходящих на экспортный рынок. Существенную поддержку в их деятельности может оказать Центр экспорта Ярославской области. Центр занимается консультированием по всем вопросам экономической деятельности, начиная с таможенных процедур и заканчивая изучением рынка, на который предприятие планирует выходить. Если компания только задумала экспортную деятельность, специалисты Центра экспорта могут порекомендовать какую страну выбрать для старта, где будет востребована продукция, насколько емкий рынок на этой территории и обозначат стратегии выхода на него, – рассказала консультант Центра Ирина Вяткина. – Мы оказываем услуги по сертификации, содействию в приведении товаров, работ и услуг в соответствие с требованиями, необходимыми для экспорта, организовываем обучение, участие в международных выставках.
По ее словам, сегодня у предприятий достаточно возможностей для осуществления внешнеэкономической деятельности и выхода на международные рынки сбыта. С российскими, в том числе и ярославскими предприятиями многие страны с готовностью идут на сотрудничество. В частности, продукция российских производителей, особенно продуктов питания, в последнее время очень востребована в Китае. Ярославские мороженщики уже выходят со своей продукцией на рынок Поднебесной. Несмотря на санкции в российском экспорте заинтересована Австрия. Появилось больше возможностей для делового партнерства с Узбекистаном, где с сентября этого года введена свободная конвертация валюты.
Однако внешнеэкономическая деятельность – не единственная составляющая развития бизнеса. По мнению экспертов залог процветания любой организации – эффективные продажи. Даже если компания реализует лучший в мире товар по самым «сладким» ценам, без грамотного специалиста по продажам она вряд ли далеко продвинется.
Что необходимо бизнесу для активного продвижения своей продукции? Профессиональный отдел продаж, расширение рынка сбыта за счет привлечения новых и сохранения уже появившихся клиентов, налаженный контент-маркетинг и грамотная работа с дебиторской задолженностью. Эти, казалось бы, прописные истины не так легко реализовать на практике. С этим сталкиваются большинство предприятий, и потому выступления приглашенных экспертов – Максима Мазуркевича, Марины Сухаревой и Натальи Мельниковой – оказались полезными для собравшихся.
Тематика грамотного продвижения товаров и услуг будет развиваться и дальше мастер-классах, которые планирует организовывать ЯрТПП. В ноябре и декабре менеджеры и руководители отделов продаж смогут посетить мастер-классы по темам: «Построение систем продаж, увеличение продаж» (16 ноября), «Методы расширения продаж и работа с дебиторской задолженностью» (30 ноября), «Алгоритм подготовки и структура презентаций» (4 декабря).
ТПП Ярославской области