9-10 апреля об освоении арктического региона говорили в Санкт-Петербурге, на форуме, в котором принял участие Владимир Путин, лидеры Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии и более трех тысяч ученых, экспертов и бизнесменов.
В течение двух дней участники обсуждали вопросы комплексного развития Арктического региона, включая рациональное использование природных ресурсов, экологическую безопасность, транспортное обеспечение и защиту интересов коренных народов Севера.
Президент РФ Владимир Путин отметил, что политика государств в вопросе освоения Арктики должна строиться не на амбициях лидерства, а на научно обоснованных выводах и аргументах. Глава России подчеркнул, что "это очень важные рекомендации, которые имеют большое морально-политическое значение и не могут не учитываться всеми игроками при реализации их национальных планов".
Также Владимир Путин отметил особую роль российских ученых и инженеров в освоении региона, ключ к которому – Северный морской путь.
– Наша цель – существенно нарастить здесь объем грузоперевозок. Только по Севморпути – до 80 миллионов тонн уже к 2025 году. По итогам прошлого года объем перевозок по Севморпути уже достиг 20 миллионов тонн. И это втрое – я хочу это подчеркнуть, – втрое выше советского рекорда, поставленного в 1987 году. Тогда Советский Союз провел по этому пути 6,5 миллиона тонн. А сейчас – 20. Продолжим обновлять наш ледокольный флот и наращивать выпуск судов ледового класса, — сообщил Владимир Путин.
К 2035 году ожидается, что ледокольный флот России будет состоять не менее чем из 13 ледоколов, включая девять атомных. Три из них уже строят на Балтийском заводе. В Северной столице собираются построить и уникальную научно-исследовательскую станцию, которая сможет дрейфовать в океане в течение двух лет. Петербург станет главной кузницей кадров для арктического флота, специалистов готовить будут на базе университета имени адмирала Макарова.
Возможности Санкт-Петербурга в судостроительной отрасли отметил и действующий глава города Александр Беглов.
– Для нас это очень выгодно, потому что это новые рабочие места, государственные заказы и поступления в бюджет. Отмечу, что 30% всего судостроения России – это Санкт-Петербург, 80% научных разработок – это тоже Санкт-Петербург. На Балтийском заводе строятся три атомных ледокола арктического класса, а на Адмиралтейских верфях создается уникальная дрейфующая научная станция. На базе университета имени адмирала Макарова открыт Центр морских арктических компетенций, который обеспечивает подготовку и переподготовку персонала для атомного ледокольного флота. НИИ Арктики и Антарктики разрабатывает ряд направлений, связанных с освоением Севера. Петербург примет самое широкое участие в программе освоения Арктики, – заявил Александр Беглов.
На площадке форуме не раз поднимался вопрос участия бизнеса в развитии арктического региона. Этот процесс имеет свои особенности, которые должны учитываться при выработке государственной политики, направленной на его поддержку.
Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин отметил, что необходимо закладывать в законодательство специальные условия, чтобы дать возможность частным инвестициям продвигаться.
– Работа в арктическом регионе для бизнесмена не только риск – там столько различных нюансов, которые делают эти предприятия неконкурентоспособными по отношению к остальным. Есть проект создания лиги торгово-промышленных палат прибрежной зоны – от Мурманска до Чукотки. Идея зародилась давно, но суть его должна быть в содержании работы: специфические условия, нормативно-информационные базы. И тогда появится предмет для создания этой лиги. Конечно, упор будет сделан на крупные компании, занимающиеся разработкой природных ресурсов. Но они должны развиваться в тандеме с малым и средним бизнесом, доверяя ему, - прокомментировал Сергей Катырин.
Идею создания такой лиги поддерживает и Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, для которой сотрудничество в области освоения Арктики входит в число приоритетов межрегионального направления деятельности.
– Сейчас развитие арктических территорий – один из приоритетов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Существует потребность в судах для освоения арктических месторождений и транспортировки грузов минерально-сырьевого комплекса. Санкт-Петербург – это центр для реализации проектов в области освоения Арктики. СПб ТПП активно взаимодействует с Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики и ведет работу по информированию зарубежных партнеров об арктических компетенциях, которыми обладает город, – заявил Президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Юрий Бурчаков.
СПб ТПП