Экспортный проект – сложный и многоэтапный вид проектной деятельности. В нем выделяют крайне важные финансовую, логистическую, правовую и иные компоненты, без которых он, разумеется, не может состояться. Однако в основе любого коммерческого, в том числе и экспортного проекта, лежит маркетинговая составляющая. Именно с маркетинговой проработки рынков и поиска потенциальных покупателей рекомендуется начинать формирование экспортного проекта.
Российский экспортный центр (РЭЦ) как ведущий институт поддержки экспортеров предлагает множество инструментов, чтобы повысить эффективность экспортной деятельности организаций. Для этого задействуют как собственные кадровые ресурсы, так и широкую партнерскую сеть. Аналитика и исследования экспортных рынков – первый блок мер, которые предлагаются экспортоориентированным предприятиям.
В настоящее время по данному направлению Российским экспортным центром аккредитовано только четыре компании, три из которых представляют Москву и одна – Самарскую область. Этой организацией является маркетинговое агентство Henry Mr., специализирующееся на оценке зарубежных рынков и поиске партнеров за рубежом. Тем самым перед предприятиями нашей губернии открывается возможность получить квалифицированную консультацию по вопросам маркетинга экспортных рынков непосредственно в базовом регионе присутствия. Несомненно, это станет дополнительным конкурентным преимуществом компаний Самарской области в освоении зарубежных рынков и повышение эффективности коммерческой деятельности в целом.
Но, несмотря на первоначальную сложность данного направления развития бизнеса, все больше и больше компаний Самарской области начинают рассматривать его, как точку роста. Это происходит по ряду причин:
-
Экономическая конъюнктура для большинства внутренних российских рынков неблагоприятна. Объемные показатели рынков и качество сделок ухудшаются. Логично, что компании ищут варианты для компенсации выпадающих доходов через выход на новую географию продаж, в первую очередь, за рубеж. Тем более, что многие рынки соседних стран демонстрирую уверенный рост.
-
Продолжающееся ослабление национальной валюты делает экспортные поставки более привлекательными. Либо ниже цена и выше конкурентоспособность российского продукта, либо выше маржинальность поставки, если качество и позиционирование товара позволяет не работать с низкой относительно иных игроков рынка наценкой.
Развитие экспорта заявлено как одно из приоритетных направлений в рамках национальных проектов Российской Федерации, дорожные карты реализации которых намечены на 2019 – 2024 годы. Государство выделяет существенных финансовые ресурсы на меры поддержки экспортеров, работающих в несырьевом неэнергетическом секторе экономики, в том числе для представителей малого и среднего бизнеса.
по материалам Агентства маркетингового инжиниринга Henry MR (http://www.henrymr.com/) - партнера ТПП Тольятти в рамках консультаций по экспортной деятельности.
Отдел по связям с общественностью ТПП г. Тольятти