24 января на деловой встрече в Алтайской ТПП собрались представители предприятий и организаций, деятельность которых связана с туристическим бизнесом и индустрией гостеприимства.
Президент Алтайской ТПП Борис Чесноков приветствовал членов Палаты и представителей московской делегации - советника президента Московской торгово-промышленной палаты Владислава Киселева, вице-президента Национального туристического союза (НТС) Инну Пехову и генерального директора ООО «Фестиваль», эксперта в области пространственного развития территорий Валерия Глазырина. Борис Анатольевич рассказал об участии Алтайской ТПП в работе по вопросам развития туристической деятельности в крае.
Владислав Олегович подчеркнул, что целью текущего визита московской делегации на Алтай являлось не только знакомство с имеющейся инфраструктурой туристической отрасли региона, но и организация взаимодействия с органами власти и алтайскими предпринимателями по разработке стратегической концепции и рабочих программ по продвижению туристического бренда Алтайского края, роста его узнаваемости на внутреннем и мировом туристических рынках:
- Мы имели возможность увидеть богатейший потенциал региона в развитии въездного туризма для гостей из европейской части России и из зарубежных стран. Однако, к сожалению, далеко не везде персонал индустрии гостеприимства обладает необходимой квалификацией для работы с иностранными туристами. А это значит, что образовательным учреждениям края необходимо организовать профессиональную подготовку кадров в соответствии с актуальными запросами туристического рынка.
О деятельности Национального туристического союза проинформировала Инна Николаевна, подчеркнув, что прежде, чем начать в регионе активно работать над увеличением туристического потока, необходимо четко сформулировать конечную стратегическую цель:
- Какой статус Алтайский край хотел бы получить в перспективе? Какая из стран или территорий является его «побратимом» в области туризма? Экспертам предстоит провести тщательный конкурентный анализ, определиться с правильным позиционированием, выявить имеющиеся возможности и разработать четкую программу действий для достижения перспективных задач. Сейчас самое время совместными силами властей и бизнеса создать концепцию развития туризма в Алтайском крае и выйти с ней на нужные рынки.
По мнению Инны Николаевны, стоит учесть и отрицательный опыт, с которым столкнулись в других регионах, например, в Иркутской области, когда хлынул поток туристов только из Китая, имеющих свои специфические запросы и в вопросах питания, и в вопросах размещения. Такая ситуация не способна обеспечить сбалансированное развитие региональной индустрии гостеприимства.
- Для Барнаула - города, обеспечивающего, как правило, транзит гостей далее в Алтайский край и Республику Алтай, необходимо подготовить четкое предложение по программе их пребывания на один день с посещением исторических объектов и «мест ярких эмоций и впечатлений» - поделилась своим предложением вице-президент НТС Инна Пехова.
Национальным туристическим союзом готовится целый ряд мероприятий по продвижению Алтая на российском и международном рынках. Так в июне состоится летняя экспедиция журнала «Сноб», который ориентирован на столичную аудиторию, в конце лета в регионе будут работать эксперты научно-популярного географического издания National Geographic, а на сентябрь-октябрь текущего года запланированы «Дни Сибири» в Стамбуле.
О важности наличия концепции продвижения территории и объекта на этапе разработки их проектной документации говорил Валерий Глазырин, предлагая алтайскому бизнесу взаимодействие в проведении экспертной оценки. Валерий Борисович выразил заинтересованность в поиске партнеров для организации различных видов экстремальной активности на Алтае и поделился планами по организации авторских туров.
Борис Чесноков акцентировал внимание московских коллег на то, что присутствующие на встрече члены Алтайской ТПП уже заработали авторитет - каждый на своем направлении деятельности и попросил поделиться мнением по повестке дня директора ООО «Алтай-Парк» Романа Романова. В свою очередь, Роман Николаевич отметил, что во время пребывания гостей в Барнауле традиционной популярностью пользуются исторические и познавательные объекты, а вместе с тем потенциал развлекательной инфраструктуры востребован незначительно:
- А ведь колесо обозрения на пл. им. Сахарова задумывалось как туристический объект! Гостей краевой столицы нужно активнее знакомить с развлекательными парками.
Заведующий кафедрой рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга АлтГУ Александр Редькин отметил, что вуз заинтересован как в увеличении количества иностранных студентов, так и в «расширении географии» представителей различных стран. Андрей Дудник, старший преподаватель кафедры и президент РОО «Федерация рафтинга и спортивного туризма Алтайского края», сообщил что в период подготовки к проведению в регионе в 2023 году международного чемпионата по рафтингу очень важна будет поддержка Национального туристического союза. Андрей Викторович выразил охотную готовность поделиться с московским коллегой своим опытом занятий экстремальными видами спорта.
Доцент кафедры музеологии и туризма Алтайского государственного института культуры Виталий Яговец поблагодарил московских экспертов за плодотворный диалог и подчеркнул, что такое общение помогает переосмыслить собственные подходы в отношении развития туристической деятельности и преодолеть уже устоявшиеся шаблоны.
Лариса Иванютина, заместитель директора Алтайской академии гостеприимства, разделила мнение коллег относительно значения качественной подготовки кадров для нужд туриндустрии:
- Мы очень заинтересованы, чтобы все выпускники были востребованы на рынке, а значит, необходимо актуализировать наши учебные программы в соответствии с запросами бизнеса.
Ларису Ивановну поддержала Марина Беспалова, директор ООО «Алтайсертифика»:
- Образовательное учреждение должно выпускникам дать именно те знания, которые реально нужны предприятиям.
Председатель Алтайской региональной Ассоциации «Алтайское гостеприимство» Татьяна Малышева предложила проводить повышение квалификации кадров в области туристической индустрии с привлечением московских экспертов, например в формате вебинаров.
Подробно на возможностях и проблемах развития в регионе медицинского туризма остановил внимание участников деловой встречи президент АРОО "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ НАТУРАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ" Александр Газаматов:
- Мне неоднократно приходилось отвечать на вопросы людей, которые интересовались, куда на Алтае можно поехать, чтобы попасть к настоящим специалистам в области оздоровления. К сожалению, в Алтайском крае пока еще не создана структура, позволяющая обеспечить гарантию безопасности при прохождении курсов оздоровления. На сегодняшний день у нас есть всего 6 квалифицированных специалистов, которые обладают должным уровнем квалификации в области оздоровительных практик. Нужно разработать четкий регламент, позволяющий отделить работу специалистов от потенциально опасной деятельности псевдо-целителей. Легализация деятельности и прохождение добровольной аккредитации субъектов предпринимательства в области оздоровления позволит сформировать общедоступный реестр специалистов, который, в свою очередь, обеспечит гарантированную безопасность получения услуг в оздоровительных центрах и у народных целителей.
Руководитель Алтайского стоматологического центра «Семья» Максим Дергунов отметил, что медицинский туризм способен обеспечить всесезонную загруженность, а иностранные гости охотно поедут в край на лечение, если будут уверены в качестве предоставляемых услуг.
Константин Комиссаров, руководитель научно-практического центра оздоровительных, реабилитационных и массажных технологий, создатель авторских методик, среди которых наиболее значимым является проект «Бэбибилдинг», поделился своим опытом продвижения на рынке медицинских и оздоровительных услуг и планами по выходу на мировой уровень:
- С 2018 года мы уже работаем в Китае, но хотим, чтобы наш проект работал во всем мире! И это возможно!
Собственник усадьбы «Сокол» Игорь Кравченко, размышляя о потенциале событийного туризма, обратился к коллегам:
- Сколько нужно провести на объекте различных событий в год, чтобы обеспечить круглогодичный бизнес? Считаю, что развитие оздоровительного туризма поможет преодолеть сезонность загрузки. Но сразу встает вопрос о наличии подготовленных специалистов и инвесторов, готовых вкладываться в развитие инфраструктуры. Предприниматели нуждаются в получении господдержки и грантов на развитие.
О возможностях развития детского туризма рассказала Алена Какоткина, менеджер центра туризма и детского досуга «Азбука путешествий», и выразила заинтересованность в ближайшей перспективе принимать в Барнауле и Алтайском крае групповые детские туры из других регионов России.
Подводя итоги встречи, Борис Чесноков отметил, что для ее участников было полезным обменяться рабочими контактами и выразил готовность направлять предложения от членов Алтайской ТПП по выработке стратегии развития туризма в Алтайском крае. Все желающие были приглашены познакомиться с работой Центра стоматологии «Меркурий», а функции гида взял на себя президент Алтайской ТПП.
Егошина Евгения,
специалист Департамента партнерских отношений
Алтайской ТПП