Более 150 обращений о признании форс-мажора поступило от бизнеса в Кузбасскую ТПП

Новости

Более 150 обращений о признании форс-мажора поступило от бизнеса в Кузбасскую ТПП

Кузбасская ТПП в период режима повышенной готовности из-за пандемии коронавируса, с 30 марта по 9 апреля, приняла и обработала более 150 обращений и звонков предпринимателей региона, поступивших из Кемерова, Новокузнецка, Белово, Прокопьевска и других территорий области, о получении заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по внутрироссийским контрактам.

Напомним, Торгово-промышленная палата России занимается выдачей заключений/сертификатов об обстоятельствах непреодолимой силы как по внутрироссийским договорам, так и по внешнеторговым контрактам. С 23 марта по 1 сентября 2020 года ТПП РФ делегировала полномочия территориальным палатам по выдаче заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам между российскими субъектами предпринимательской деятельности

Как пояснил начальник департамента правовой работы Кузбасской ТПП Виталий Куприянов, в настоящее время в работе 14 заявлений предпринимателей с приложенными договорами, правоустанавливающими и регистрационными документами, 3 заключения готовы к выдаче.

В Кузбасской ТПП установлен 10-дневный рабочий срок рассмотрения заявлений и выдачи заключений или письменных мотивированных отказов. Услуги оказываются на безвозмездной основе. Выданные заключения могут быть представлены в судебные органы или использоваться бизнесом как подтверждение в переговорах с другой стороной договорных отношений.

Но, по словам спикера, телефонных звонков и описаний ситуаций, с чем сталкивается бизнес, много, но не все они по действующему законодательству и сложившейся судебной практике могут быть отнесены к форс-мажорам. Определенно не относятся к таким обстоятельствам - денежные отношения, в том числе кредитные обязательства, отсутствие на рынке нужных для исполнения договоров товаров, девальвация национальной валюты, наконец, факт наступления финансово-экономического кризиса.

Больше всего обращений в палату за подтверждением обстоятельств непреодолимой силы, пояснил Виталий Куприянов, по арендным отношениям в тех случаях, когда бизнесом арендуется коммерческая недвижимость. На второй и третьей позициях соответственно -   взаимодействие с контрагентами и выполнение поставок по закупкам в рамках 44 ФЗ.

Мы в Кузбасской ТПП, пояснил спикер, склонны рассматривать арендные отношения, несмотря на действующие иные подходы, как форс-мажорные. Но в тех случаях, сделана оговорка, когда предприниматели-«малыши» (микропредприятия, ИП) арендуют площади у крупных арендодателей, и в силу ограничений деятельности по ряду отраслей на период повышенной готовности не могут оказывать услуги или торговать, не имеют возможность в силу запрета даже попасть на арендованные площади (например, в торговых центрах). Тем самым у них исчезает источник (и он единственный) формирования средств для арендных платежей

В данном случае, по его мнению, ситуация с пандемией должна способствовать детальному правому уточнению понятия форс-мажор. К сожалению, ст. 401 Гражданского кодекса дает лишь общие основания ответственности за нарушение обязательств.

Пресс-служба Кузбасской ТПП