Напомним, ТПП РФ, являясь органом выдачи заключений об обстоятельствах непреодолимой силы в России, с 26 марта по 1 сентября 2020 года делегировала данные полномочия территориальным палатам в части внутренних (российских) договоров, оставив за собой внешнеторговые контракты.
С 27 марта Кузбасская ТПП приступила к данной работе. В течение двух месяцев юристами и членами оперативного штаба палаты было дано более одной тысячи индивидуальных консультаций по этим вопросам. Департаментом правовой работы Кузбасской ТПП принято 140 заявлений от предприятий Кемерова, Новокузнецка, Прокопьевска, Белово и др. Значительную часть оснований, указанных в заявлении, составили отношения в сфере аренды (82%), а также финансово-кредитные и лизинговые обязательства (6,5 %), поставка/подряд (4,2 %), исполнение услуг (4,0 %).
Положительные решения за 2 месяца было принято только по 71 случаю, который был признан форс-мажором. По всем остальным случаям, которые квалифицированы как предпринимательские риски, даны мотивированные отказы.
Уточним, что под форс-мажором (чрезвычайными, непредвиденными и непредотвратимыми обстоятельствами) понимаются такие, которые нельзя было предугадать при заключении договора, а при его исполнении - избежать или преодолеть. Свидетельства о форс-мажоре служат подтверждением и могут быть представлены в судах, использоваться как подтверждение в переговорах с контрагентами.
Как пояснила Марина Шавгулидзе, гендиректор Кузбасской ТПП, данная работа координируется ТПП РФ, мы в еженедельном режиме отправляем отчеты и копии заключений, лишь с той целью, чтобы у системы торгово-промышленных палат во всех регионах была единая позиция в этих вопросах. «В целом же ситуация с пандемией обозначила необходимость более четкого правового уточнения понятия форс-мажор в законодательстве», - прокомментировала гендиректор кузбасской палаты.
Пресс-служба Кузбасской ТПП