Российская экономика оживает. Вместе с ней активизировалась и отечественная реклама. По мнению вице-президента Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Сергея Веселова, поквартальная динамика российского рекламного рынка по году дает некоторую надежду, что в дальнейшем ситуация будет улучшаться: во втором квартале 2020 года российский рекламный рынок обвалился на 23%, в третьем квартале его динамика вышла на уровень в -4%, а последнем квартале года за счет телевидения и интернета отечественный рекламный рынок продемонстрировал рост в 4%, - сообщает брендинговое агентство Depot WPF (займется ребрендингом «Курортов Краснодарского края»).
Между тем, как прогнозируют в Magna Global, российский рекламный рынок в 2021 году вырастет на 10%, до 533 млрд рублей. Это быстрее, чем средние темпы роста рекламы в мире, которые оцениваются в 7,6%, - сообщил «Коммерсантъ».
Реклама - важнейший инструмент экономики, без которого сегодня практически невозможно вести бизнес. При этом в последнее время государство уделяет большое внимание правовому регулированию рекламной деятельности, постоянно внося изменения в рекламное законодательство.
В 2021 году Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) начнет систематически проверять рекламу, размещенную юридическими лицами и предпринимателями, проводить мероприятия по профилактике нарушений.
Предлагаем очередной материал рубрики «Спрашивали? Отвечаем!».
Союз «Торгово-промышленная палата Ставропольского края» (ТПП СК), совместно с Правовым Центром «Бона Фиде» - членской организацией ТПП СК, подготовили ряд пояснений юридической направленности о рекламе.
Отвечает генеральный директор компании-партнера рубрики Андрей Козачек:
- Реклама является одним из важнейших инструментов продвижения бизнеса и широко используется предпринимателями в целях ознакомления своей аудитории с предлагаемыми товарами или услугами. Однако необходимо помнить, что производство, размещение и распространение рекламы регулируется законом и контролируется ФАС. Что необходимо помнить при распространении рекламы и как не попасть на штраф?
Согласие в договоре
При приобретении товаров или услуг в договоре прописывается пункт о согласии заказчика получать рекламную рассылку от исполнителя/продавца. Учитывая свободу заключения договора, декларированную в ГК РФ, наличие данного пункта является подтверждением добросовестности со стороны предпринимателя, но мнения судов на этот счет разделились.
Так, например, суды Урала (АС Уральского округа) и Чувашии (АС Волго-Вятского округа) признавали данное согласие добровольным и не влияющим на заключение основного договора, в связи с чем отказывали во взыскании штрафа по требованию ФАС.
Однако московская практика (АС Московского округа) продемонстрировала иной подход к согласию в договоре. Условие о рекламе было включено в условия о предоставлении автомобиля на тест-драйв и суды посчитали, что отсутствует добровольность волеизъявления гражданина и оштрафовали организацию на 100 тыс. рублей.
Посмотри на сайте
Банк направил потенциальному клиенту СМС-сообщение о выгодных условиях по вкладу, акцентировав внимание на ставке, иные условия вклада отсутствовали. В тексте сообщения также разместили гиперссылку на сайт банка с предложением ознакомиться со всеми условиями на сайте.
ФАС посчитала это нарушением. Во-первых, СМС направили без предварительного согласия гражданина. Во-вторых, умолчали про часть условий, которые влияют на доход потребителя услуги.
Оспаривание в суде успеха не принесло, суды признали правоту ФАС, указав, что наличие гиперссылки не означает доведение всех условий по сделке, кроме того, возможность использования гиперссылки связана с техническими характеристиками телефона и услуг связи, а также сопряжена с расходованием денежных средств на Интернет (АС Московского округа).
Нечитаемые условия
Восприятие наружной рекламы нередко является основанием для привлечения предпринимателей к административной ответственности. Мелкий шрифт, цветовая гамма, отсутствие освещения и т.д., зачастую являются более весомыми причинами для обращения внимания ФАС, чем формально зафиксированные условия сделки.
Штрафы за нечитаемость рекламы для юрлиц варьируются от 100 тыс. руб. до 800 тыс. руб. и Верховный суд РФ в таких спорах встает на сторону ФАС.
Множество споров относительно наружной рекламы связано с рекламой, размещенной около проезжей части (АС Северо-Кавказского округа, АС Дальневосточного округа). Такая реклама рассчитана в основном на водителей и пассажиров транспорта. Суды подчеркивали, что время считывания информации при этом ограничено. Потребители «выхватывают» часть условий крупным шрифтом, а информация мелким шрифтом недоступна.
Однако встречаются в практике случаи, когда рекламодателю удалось доказать свою правоту. Так, например, АС Центрального округа не согласился с ФАС относительно нечитаемости рекламы, размещенной около проезжей части, указав, что читаемость необходимо устанавливать с позиции рядового потребителя, а не участника дорожного движения.
Отмена, замена и снижение штрафа
При наличии обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, суды могут освобождать от ответственности. Так суды АС Северо-Кавказского округа, АС Западно-Сибирского округа, АС Северо-Западного округа освободили предпринимателей от штрафа в размере 100-200 тыс. руб., в связи с малозначительностью правонарушения.
Также суды заменяют взыскание штрафа на предупреждение, если ранее лицо не привлекалось к административной ответственности и последствия нарушения некритичны (АС Западно-Сибирского округа). В другом случае замены наказания, компания-нарушитель удалила спорную рекламу, что принято во внимание судом.
Достаточно распространена практика и по снижению размера штрафа.
Остались вопросы? Пишите, звоните. Наши специалисты готовы вам помочь. Для решения отраслевых вопросов на площадке ТПП СК работает комитет по печати, средствам массовой информации и рекламе СК.
Телефон для связи 8 (8652) 50-99-99
ТПП Ставропольского края