Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям до 22.06.2021 принимает отзывы, предложения и замечания на правительственный законопроект № 1172553-7*. Ему предложено подготовить законопроект к рассмотрению к осенней сессии, - сообщается на официальном сайте СОЗД ГАС «Законотворчество».
Документ предполагает отказаться от ряда процедур банкротства, ограничившись применением одной ликвидационной и одной реабилитационной процедуры. Одной из новаций станет изменение правил проведения торгов в отношении имущества банкротов.
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в пресс-центре «Парламентской газеты» дал интервью**, в котором рассказал о предстоящей реформе института банкротства.
По заявлению заместителя министра экономического развития России Ильи Торосова, реформа закончится через три года. Чтобы все нововведения «заработали» необходимо принять около 40 подзаконных актов. «Это очень сложный проект, который меняет всю архитектуру банкротства. И участникам банкротства нужно подготовиться, - подчеркнул министр.
Союз «Торгово-промышленная палата Ставропольского края» (ТПП СК) и членская организация ТПП СК - Правовой Центр "Бона Фиде"*** предлагают погрузиться в предложенную повестку и разобрать имеющиеся кейсы.
О существующих практиках банкротства в стране, возможных последствиях моратория в минувшем году и прогнозах на 2021 год рассказал генеральный директор компании-партнера рубрики Андрей Козачек:
- Восьмого января 2021 года прекратил действие мораторий на банкротство, введенный Правительством РФ в апреле прошлого года, в целях поддержки наиболее пострадавших секторов бизнеса во время пандемии коронавируса. С 9 апреля 2021 года закончился период действия трехмесячного срока по завершении моратория, и с этого периода не учитываются особенности возбуждения дел о банкротстве должников, на которых распространялся мораторий.
Однако учитывая, что процедура банкротства является достаточно длительным процессом, стоит обратить внимание на особенности, которые существовали в период действия моратория и практику их применения судами, исходя из позиции Верховного суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума № 44 от 24.12.2020 года.
Прежде чем вдаваться в подробности действия моратория на банкротство, необходимо определить, на кого он распространялся.
Мораторий распространялся на лиц, осуществляющих деятельность в сферах, наиболее пострадавших от пандемии коронавируса (перечень утвержден Постановлением Правительства РФ № 434 от 03.04.2020 года), но при этом возникала проблема, заключавшаяся в том, что, если ваша деятельность попала в перечень бизнеса, пострадавшего от пандемии, это вовсе не означает, что вы являетесь неплатежеспособным.
Формальные критерии для определения лиц, подпадавших под действие моратория, установили ограничения для ведения деятельности. Если для неплатежеспособных бизнесменов данный инструмент являлся защитой их прав и интересов в тяжелые финансовые времена, то платежеспособные ограничивались не только в ведении бизнеса, но и в распределении прибыли.
Для лиц, которые посчитали свое финансовое положение, достаточно устойчивым, законодатель предоставил право на отказ от использования моратория на банкротство и соответственно при осуществлении такого отказа, все ограничения с лица снимаются с даты введения моратория, а если отказ связан с улучшением финансового положения в период действия моратория, то с даты отказа от моратория.
Определившись с лицами, на которых распространялось действие моратория на банкротство, необходимо рассмотреть особенности этого моратория в случае, если лицо не отказалось от распространения его действия на свою деятельность.
Во-первых, мораторий распространял свое действие только на тех лиц, в отношении которых процедура банкротства не введена. В случае, если заявление кредитора о банкротстве должника направлено в Арбитражный суд, но до введения моратория в действие не рассмотрено, то указанное заявление возвращается заявителю, и если обстоятельства, способствовавшие направлению заявления, не отпали, то кредитор по истечении срока моратория обязан подать новое заявление.
Во-вторых, на период действия моратория приостанавливались все исполнительные производства в отношении должника и накладывался запрет на принудительное исполнение, а также невозможность исполнения исполнительного документа, предъявленного взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию. Исключением являлись исполнительные производства по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, об уплате алиментов.
В-третьих, в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами, неустойка, пени за просрочку уплаты налога или сбора, а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие. В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория, даже в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве. Однако если будет доказано, что ответчик не пострадал от ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, то суд в зависимости от обстоятельств дела, может не применить возражения должника о наличии моратория.
В-четвертых, требования, возникшие после начала действия моратория, подлежат квалификации как текущие (в случае возбуждения дела о банкротстве в трехмесячный срок). До истечения трехмесячного срока кредиторы по таким требованиям не могут инициировать дело о банкротстве должника. При возбуждении дела о банкротстве после истечения трехмесячного срока состав и размер требований кредиторов определяются по общим правилам (статьи 4 Закона о банкротстве), а также квалификация требований кредиторов в качестве текущих осуществляется по общим правилам (статьи 5 Закона о банкротстве).
В-пятых, в делах о банкротстве, возбужденных в трехмесячный срок, состав и размер требований кредиторов (включая проценты, подлежащие уплате за пользование денежными средствами, предоставленными по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита) определяются на день введения моратория, а не на день введения первой судебной процедуры банкротства. При установлении требований кредиторов по делам о банкротстве, возбужденным в трехмесячный срок, финансовые санкции и договорные проценты не учитываются с начала действия моратория, в том числе в период с момента окончания моратория и до момента возбуждения дела о банкротстве, а также в период банкротства.
И, в-шестых, в делах о банкротстве, возбужденных в трехмесячный срок, при наличии письменного согласия кредитора с условиями мирового соглашения, выданного в период действия моратория, при подсчете голосов на собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения, кредитор считается проголосовавшим за заключение мирового соглашения на указанных в согласии условиях. Если положения мирового соглашения не соответствуют предварительному согласию кредитора, при решении вопроса о заключении мирового соглашения на собрании кредиторов такой кредитор вправе проголосовать по своему усмотрению.
С учетом того, что введение моратория на банкротство не приостанавливало осуществление деятельности лица, законом не воспрещалось совершение сделок, однако не нарушающих права и законные интересов кредиторов. Согласно позиции Верховного суда РФ, судам необходимо учитывать особенности ведения бизнеса в период пандемии и пока не доказано обратное, предполагается, что все сделки должника, в отношении которого действовал мораторий, совершены в рамках обычной хозяйственной деятельности.
В следующей публикации на тему банкротства Андрей Козачек расскажет о судебной рассрочке. Пишите, звоните! Чтобы быть в курсе - следите за новостной лентой ТПП СК!
ТПП Ставропольского края