О том, где, как и зачем регистрировать секреты производства (т.н. «ноу-хау») шла речь на деловой встрече в Кузбасской ТПП, состоявшейся в Новокузнецке.
В качестве эксперта темы выступил Сергей Князев, доцент, к.т.н., руководитель Кемеровской региональной общественной организации «Кузнецкая инженерная академия». По данным, которые он привел, организаций, выступающих регистраторами «ноу-хау» (к ним относятся, в частности, секрет производства, коммерческая тайна)*, в России едва ли наберется с десяток – спрос на разработки растет не так быстро, как в других странах. Связано, однако, это в большей степени с тем, что предприниматели еще не вполне изучили достоинства этой услуги.
Особенно важно оформить правообладание «секретами производства» в пищевой промышленности, торговле, сфере услуг, где тем самым секретом может стать как добавленный в рецептуру отдельный ингредиент, так и новый элемент и/или сама технология работы с клиентом. От научного изобретения «ноу-хау» отличается большей «легкостью» в оформлении документов, более доступной ценой и сроками оформления, сохраняя при этом плюсы, свойственные патенту. А именно, у правообладателя «ноу-хау» появляется возможность официально продать его, заключив с приобретателем договор об отчуждении исключительного права на секрет производства (ст. 1468 ГК РФ), предоставить право пользования им любому лицу, заключив с ним лицензионный договор (ст. 1469 ГК РФ) и т.д.
Чем полезен механизм регистрации ноу-хау для работника и предприятия? Работник одноразово получает соответствующим образом оформленное денежное вознаграждение от работодателя за разработку «секрета производства» - что, в свою очередь, необходимо работодателю, чтобы «выкупить» секрет у его автора, сделать его достоянием организации. Далее, оформив правообладание на «секрет», работодатель сможет отслеживать, чтобы новшество не «ушло» на другое предприятие вместе с уходом сотрудника. «Охрану сведений в режиме коммерческой тайны (ноу-хау) можно считать альтернативой патентной, - подчеркнул Сергей Князев. - При этом выигрывает все стороны. Чем больше секретов разработает сотрудник предприятия в процессе своей трудовой деятельности на данном предприятии, тем больше в денежном выражении будет его вознаграждение. Таким образом, у персонала появляется стимул для создания новых идей, новых технологий, направленных на развитие производства. При этом повышается и безопасность бизнеса – в части сохранение интеллектуальных достижений, возможности ими управлять».
*Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 1465 ГК РФ).
Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Регистратор - депозитарий «ноу-хау» – это хозяйствующий субъект, осуществляющий регистрацию и депонирование результатов интеллектуальной деятельности - секретов производства (ноу-хау), охраняемых правообладателем в режиме коммерческой тайны, а также формирование базы данных зарегистрированных ноу-хау и её доведение до всеобщего сведения (обнародование) – www.academcity.ru
Кузбасская ТПП