9 декабря 2010 г. состоялось заседание общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при Прокуратуре Новосибирской области.
В его работе приняли участие представители прокуратуры, администрации Новосибирской области и структур по поддержке предпринимательства. В их числе заместитель прокурора области Андрей Турбин, сотрудники прокуратуры: и.о. начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Любовь Кузьменок, и.о. начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле Марина Евдошенко, старший прокурор отдела по надзоу за исполнением, законов в сфере экономики и природоохранного законодательства Александр Емельянов, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле Денис Лаптев, члены общественного совета: президент Новосибирской городской торгово-промышленной палаты Юрий Бернадский (председатель Совета), президент Новосибирской ТПП Борис Брусиловский, член совета новосибирского отделения общественной организации «Деловая Россия» Сергей Бучик, начальник отдела малого бизнеса и предпринимательства Министерства промышленности, торговли и предпринимательства НСО Сергей Паршиков, начальник юридического отдела Министерства строительства и ЖКХ Новосибирской области Лариса Гильмутдинова и др.
На совете были рассмотрены вопросы соблюдения прав предпринимателей в сфере градостроительной деятельности и принятия органами государственной власти Новосибирской области мер по устранению административных барьеров в этой отрасли.
Прокуратурой Новосибирской области были проведены проверки действий ряда органов государственного надзора в сфере градостроительства. В 2009-2010 гг. в результате этих проверок было выявлено 1524 нарушения закона в данной сфере, внесено 410 представлений об устранении нарушений закона, опротестовано 184 незаконных правовых акта, объявлено предостережение 233 должностным лица о недопустимости нарушений закона.
Прокурорскими проверками вскрыты нарушения на всех этапах строительной деятельности, включая выделение земель для строительства, проведение государственной экспертизы проектной документации, выдачу разрешений на строительство, осуществление строительного надзора и ввод объектов в эксплуатацию.
Выявлены случаи незаконных отказов в предоставлении земельных участков , затягивания сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков и другие нарушения законодательства. Кроме того, ряд контролирующих органов работал без учета новых требований законодательства.
По информации Министерства строительства и ЖКХ Новосибирской области, на территории региона утверждена схема территориального планирования. Однако не все муниципальные образования имеют такие схемы и генеральные планы, т.к. нет достаточного финансирования. В то же время только схема территориального планирования дает возможность выдавать разрешения на строительство капитальных объектов. Из бюджета Новосибирской области выделяются средства на разработку таких документов. На 2011 год на эти цели в бюджете Новосибирской области заложено 35 млн.
Еще одной проблемой, препятствующей нормальному осуществлению строительной деятельности, является инженерное обустройство строительных объектов, которое зачастую осуществляется за счет застройщика, а в конечном итоге эти расходы ложатся на плечи участников долевого стоительства. В связи с этим происходит значительное удорожание жилья и снижается его доступность для населения. В основном муниципальные образования не имеют комплексных планов развития инженерной инфраструктуры. В 2010 г. из бюджета Новосибирской области на инженерное обустройство площадок направлено 54 млн рублей, и планируется направить дополнительно порядка 44 млн.
Администрацией Новосибирской области принимаются меры по сокращению количества согласований при предоставлении земельных участков для строительства, сроков согласования, реализуются меры по предотвращению необоснованных отказов в выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, необоснованных требований дополнительных документов.
В ходе обсуждения проблемных вопросов контроля строительной сферы, Юрий Бернадский обратил особое внимание присутствующих на проблему затягивания сроков выдачи разрешения на строительство, которое иногда занимает до 2 лет.
В результате дискуссии членами Совета намечен ряд действий, которые необходимо осуществить всем членам совета. В частности, общественные организации, в т.ч. торгово-промышленные палаты, намерены осуществлять информационную поддержку деятельности совета, информировать как можно большее количество предпринимателей о мерах, предпринимаемых в сфере защиты их прав. Торгово-промышленные палаты планируют составить список регламентов всех органов надзора в данной сфере, которая станет своеобразной памяткой для препринимателей.
Предложения Новосибирской городской ТПП, формулируемые в том числе в ходе советов при Прокуратуре НСО, играют большую роль в снижении административного давления на бизнес, предотвращении необоснованных проверок субъектов предпринимательства, защите от произвола контролирующих органов.
Пресс-служба НГ ТПП