1 декабря 2010 года в ТПП НО прошел семинар «О проблемах реализации ФЗ №190 «О теплоснабжении». Организатором мероприятия выступил общественный Комитет по исследованию проблем защиты конкуренции при Палате.
Во встрече приняли участие председатель Комитета, советник ФАС РФ Геннадий Гудков, руководитель НТУ ФАС Михаил Теодорович, руководитель Региональной службы по тарифам по Нижегородской области (РСТ) Олег Седов, директор департамента жилья и инженерной инфраструктуры администрации Нижнего Новгорода Сергей Мольков, начальник отдела теплоэнергетики министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области Галина Пермякова, глава администрации г. Чкаловск Евгений Сорокин, представители Нижегородской Ассоциации промышленников и предпринимателей, «Научно-исследовательского института измерительных систем им. Ю.Е.Седакова», Управления ЖКХ г. Дзержинск, а также бизнес-сообщество региона.
Одной из главных тем стали риски в обеспечении устойчивости работы рынка теплоснабжения муниципальных образований в требованиях ФЗ «О теплоснабжении».
С приветственным словом выступил Геннадий Гудков. Он отметил, что в связи с приятием ФЗ №190 от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении», регулирующего отношения между участниками отрасли, появляются процедуры, которые осложняют взаимоотношения теплоснабжающих организаций с регуляторами, тем самым, создавая риски устойчивости и надежности снабжения.
Олег Седов рассказал о механизме формирования тарифов, отмене их регулирования в сфере теплоснабжения при переходе рынка в состояние конкуренции, а также взаимодействии участников рынка при использовании промежуточных тепловых сетей для подачи теплоносителя потребителю.
Участники совещания отметили сложный технологический и правовой процесс, обеспечивающий защиту интересов потребителей тепловых ресурсов, отсутствие как в крупных, так и небольших городах разработанных схем теплоснабжения, необходимость рекомендовать участникам рынка, потребителям тепла совершенствовать технологию теплоснабжения, его учет, надлежащим образом использовать правовые механизмы в защите своих интересов. Согласно законодательству в этой сфере, заинтересованные организации, осуществляющие регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения, в праве обжаловать действие или бездействие органа исполнительной власти.
По словам собравшихся, необходимо предложить органам местного самоуправления провести оценку состояния рынка теплоснабжения с выделением отдельных его секторов в экономически оправданный режим отмены регулирования тарифов, оценить перспективы и ожидаемые риски устойчивого теплоснабжения при распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии на конкурсной основе, определить закрепление по принадлежности бесхозных промежуточных сетей, а также зоны управления системами теплоснабжения.
Более того, РСТ и Нижегородскому территориальному управлению ФАС России следует провести оценку изменения тарифов за оказание услуги поддержания резервной тепловой мощности, ужесточить контроль за деятельностью естественных монополий и доминирующих хозяйствующих субъектов на рынках теплоснабжения. В свою очередь, Правительству Нижегородской области - оптимизировать этапы реализации закона «О теплоснабжении» и формирования саморегулируемых организаций (СРО) в сфере теплоснабжения.
Аудитория также согласилась с тем, что следует шире использовать возможности ТПП НО и Центра исследования проблем защиты конкуренции в правовом сопровождении отношений на рынках теплоснабжения. Поскольку создание рынка тепловой энергии требует разработки нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное взаимодействие производителей тепла, организаций, осуществляющих его транспортировку и распределение, а также потребителей в рыночных условиях.
Справка:
Закон «О теплоснабжении» подробно распределяет полномочия в сфере теплоснабжения между Правительством Российской Федерации, федеральными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Общими принципами организации экономических отношений теплоснабжения называются обеспечение надежности теплоснабжения потребителей, свобода экономической деятельности и единство экономического пространства в сфере теплоснабжения с учётом ограничений, установленных федеральными законами, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.
Законом вводится институт саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения, которые предполагается, в частности, наделить функцией по выдаче теплоснабжающим и теплосетевыми организациям свидетельств о допуске к работам, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения. Саморегулируемые организации должны будут заменить функции органов государственной власти в части лицензирования отдельных видов деятельности в теплоснабжении, которое подлежит замене на свидетельства о допуске к работам по эксплуатации систем теплоснабжения, а также связанным с ней работам по проектированию, строительству и ремонту тепловых сетей протяженностью на участках не более 100 метров. При осуществлении деятельности в области теплоснабжения членство в саморегулируемых организациях будет обязательным.
Пресс-служба ТПП Нижегородской области