2 декабря 2010 г. на пленарном заседании Общественной палаты Новосибирской области обсуждалась роль институтов гражданского общества в инновационном развитии системы образования, в т.ч. в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
На совещании был рассмотрен широкий круг вопросов, касающийся не только инновационного развития, но и всей системы образования в целом.
В работе пленарного заседания участвовали депутаты Законодательного собрания Новосибирской области, Совета депутатов г. Новосибирска, представители муниципальных образований НСО, руководители и специалисты региональных министерств образования, здравоохранения, культуры, представители общественных организаций. В их числе: губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, председатель Совета депутатов г.Новосибирска Надежда Болтенко, сопредседатели Общественной палаты: президент Новосибирской городской ТПП Юрий Бернадский, председатель правления НРОО Общества «Знание» России, член Общественной палаты Российской Федерации Галина Гриднева, генеральный директор Ассоциации ПКП «КСК» Виктор Пономарев и др.
Вел заседание Юрий Бернадский. Обращаясь к членам Общественной палаты, он подчеркнул, что главная задача – вовлечение в обсуждение этой проблемы всех слоев населения, представителей общественных объединений и поддержка общественных инициатив. Здесь должны быть задействованы наши постоянные инструменты: общая экспертиза социальных проектов, программ развития образования. Важный акцент, по мнению президента НГ ТПП, должен быть сделан на поддержке талантливой молодежи.
Членами Общественной палаты совместно с Правительством Новосибирской области и другими общественными формированиями был проведен глубокий анализ работы новосибирской общественности в сфере развития образовательного комплекса области, основные положения которого были представлены в докладе Галины Гридневой.
Она призвала общественность проявлять большую активность в обсуждаемых вопросах и подавать предложения через сеть Интернет.
По ее словам, только широкое участие общества в деятельности образовательных учреждений может обеспечить эффективную обратную связь, и только само общество способно определять свои потребности.
В настоящее время в каждой школе, лицее, гимназии осуществляют деятельность управляющие и попечительские советы, родительские комитеты. Работает совет при губернаторе, основная задача которого – выработка предложений по реализации государственной политики в сфере образования. Планируется создание экспертно-методического совета по развитию образования Новосибирской области.
Эффективным инструментом управления образованием являются переговорные площадки, созданные на базе средних школ с целью обсуждения работы образовательных учреждений.
В последнее время общественные организации и предприятия города принимают активное участие в обеспечении детей с ограниченными возможностями качественным образованием, в творческом развитии и поддержке талантливых детей.
Однако, как отметила председатель Общественной палаты, не работают на должном уровне советы муниципальных образований. Поэтому требуется наладить их работу.
Наблюдается некая разобщенность между средней школой и вузами. Галина Гриднева считает, что для преодоления этой проблемы полезно проводить заседания по вопросам их взаимодействия.
Она обратила внимание на еще одну важную проблему – сохранение сельской школы, которая, кроме всего прочего, является интеллектуальным и культурным центром села.
Решение данных вопросов имеет непосредственное значение в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Внедрение новых образовательных стандартов потребует финансовых и материальных ресурсов, поэтому надо активизировать деятельность попечительских и управляющих советов, родительской общественности по привлечению средств с обеспечением жесткого контроля за их целевым использованием.
Выступая перед собравшимися, губернатор Василий Юрченко заявил, что первоочередными задачами модернизации системы образования региона станет обновление инфраструктуры и укрепление материальной базы образовательных учреждений, кардинальное изменения условий работы учителя и ученика, особенно в сельских школах.
«В начале этого года Президент утвердил национальную инициативу «Наша новая школа», которая должна способствовать обновлению всего учебно-воспитательного процесса. Все это напрямую связано с решением стратегических задач по модернизации всех сфер жизнедеятельности», – подчеркнул Василий Юрченко.
За последние годы было реконструировано и сдано много новых школ, школы оснащаются транспортом, спортивными сооружениями, устанавливаются новые окна, подключен бесплатный Интернет. Но в то же время, считает губернатор, многие школы области требуют существенного обновления материально-технической базы.
Глава области обратил особое внимание на задачи по повышению престижа профессии учителя. Также Василий Юрченко в своем докладе затронул вопросы, связанные с повышением престижа инженерных профессий, работой с одаренными и талантливыми детьми, обновлением кадров в педагогических коллективах.
Резюмируя, губернатор добавил: «Образовательный комплекс должен быть конкурентным преимуществом нашего региона. И мы вместе, согласованно должны динамично работать в этом направлении».
В ходе встречи также шла речь о задачах по повышению профессионализма учителя, эффективных методах взаимодействия систем общего и профессионального образования, о роли институтов гражданского общества в формировании заказа на образование.
Обсудив представленные докладчиками предложения по модернизации образовательной системы, члены Общественной палаты приняли ряд решений.
Члены общественной палаты планируют оказывать помощь в создании системы мер по изменению школьной инфраструктуры, сохранению и укреплению здоровья школьников, взяв под особый контроль организацию качественного горячего питания. Они будут содействовать участию общественности в развитии системы оценки качества образования.
Комиссия Общественной палаты по развитию науки и образования рассмотрит вопросы перехода на новые образовательные стандарты, поддержки малокомплектных сельских школ, изменения организационно-правового статуса учреждений образования, разработки мер по повышению престижа педагогической профессии и поддержке талантливой молодежи.
Имея в своем составе 9 членов Общественной палаты НСО, Новосибирская городская ТПП поддерживает и развивает основные направления ее социальной работы, в т.ч. по развитию системы образования в регионе, повышению престижа профессий, разработке эффективных образовательных программ, вовлечению бизнес-сообщества в решение этих задач.
Пресс-служба НГ ТПП