8 сентября 2010 года состоялось XII заседание Комитета по техническому регулированию и стандартизации Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты на тему «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: проблемы практического применения».
Участниками мероприятия стали около 110 представителей петербургских компаний строительного комплекса.
Открывая совещание, председатель Комитета, президент Информационно-правового консорциума «Кодекс» Сергей Тихомиров отметил, что технический регламент о безопасности зданий и сооружений вносит существенные изменения в принципы техрегулирования в строительстве, поэтому его применение вызывает большое количество вопросов у предпринимателей и требует обсуждения.
Первый заместитель руководителя Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Лоцманов сделал доклад о роли промышленности в разработке технических регламентов. Он напомнил, что Федеральный Закон «О техническом регулировании» N184-ФЗ был принят в декабре 2002 года и вступил в силу с 1 июля 2003 года. Первая редакция предполагала завершение реформы техрегулирования в России, а также принятие всех необходимых регламентов к 1 июля 2010 года. Однако, отметил спикер, на сегодня в виде законов и постановлений Правительства принято только 20 регламентов, и реформа проходит «довольно тяжело». За прошедший период в Закон было внесено 6 изменений (последние – в декабре 2009 года, когда были сняты сроки окончания реформы), и на сегодня подготовлены 7-е изменения.
Андрей Лоцманов рассказал о состоявшемся 20 января в Липецке заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России с участием президента РФ Дмитрия Медведева. Заседание было посвящено вопросам совершенствования государственной политики в области технического регулирования. В частности, в связи с началом действия 1 июля Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, появилась необходимость привести в соответствие регламенты трех стран, тем более что разработка российских техрегламентов велась параллельно с созданием единых регламентов Таможенного союза. Кроме того, говорилось на совещании, необходимо разрабатывать стандарты, т.к. в технических регламентах декларируются лишь общие подходы к безопасности; при этом следует изменить и Налоговый кодекс так, чтобы затраты предприятий на разработку национальных и международных стандартов относились не к прибыли, а к прямым производственным затратам.
Как отметил А. Лоцманов, на заседании в январе было принято решение о создании единого органа по аккредитации при Министерстве экономического развития РФ. Ведомство, по словам спикера, должно будет «навести порядок в сфере сертификации и испытательных лабораторий».
Среди других актуальных задач реформы технического регулирования, по мнению эксперта, – создание стандартов на инновационные виды продукции, повышение ответственности органов федеральной власти за выполнение требований технических регламентов, пересмотр стандартов и сводов правил под каждый регламент, введение межведомственного плана органов власти по внедрению регламентов, актуализация разъяснительной работы о практике применения регламентов среди специалистов предприятий, вовлечение промышленности в процесс обновления фонда стандартов, повышение объемов финансирования. Так, отметил спикер, Германия тратит на стандартизацию 800 млн евро в год, из них 80 млн составляет государственное ассигнование и 720 млн – расходы промышленности. В свою очередь бюджет Росстандарта – 300 млн рублей (или 7 млн евро), что в 10 раз меньше, чем у германских коллег, примерно столько же расходует российская промышленность. При этом, по оценке А. Лоцманова, в России ежегодно принимается 1500 стандартов, и это недостаточно. Для того, чтобы обновлять стандарт каждые 5 лет, необходимо ежегодно обновлять 4500 стандартов.
Спикер сообщил, что недавно первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов предложил приостановить разработку российских регламентов и начать создание регламентов для Таможенного союза, которые в результате прекратят существование регламентов Беларуси и Казахстана.
Далее с докладом о системе технического регулирования в строительстве и о применении Технического регламента о безопасности зданий и сооружений выступил директор Департамента по техническому регулированию Национального объединения строителей Сергей Пугачев. По его словам, НОС, как три национальных объединения строителей, проектировщиков и изыскателей, объединяет сегодня 199 российских СРО, а это более 160 000 организаций строительного комплекса. Одной из главных проблем при реализации обсуждаемого регламента спикер назвал его взаимосвязь со смежным законодательством. Другие принятые 6 техрегламентов влияют на регламент о безопасности зданий и сооружений. Кроме того, отметил он, будет неправильным, если европейские, белорусские или казахстанские директивы, нормативно-правовые акты будут приняты в России без учета местной специфики и правовой среды. В своем докладе эксперт рассказал о состоянии дел, проблемах и перспективах работы с Техническим регламентом.
В ходе заседания выступили также директор Управления маркетинговых коммуникаций консорциума «Кодекс» Игорь Мелешкин, продукт-менеджер консорциума «Кодекс» Ольга Никонова (доклад «Нормативное обеспечение вопросов безопасности зданий и сооружений в контексте реформы технического регулирования»), главный юрисконсульт Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Елена Чеготова (доклад «Проблемы практического применения нормативных актов в строительстве»), начальник отдела строительного надзора Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Юрий Мишенькин (доклад «ФЗ – 384 Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: проблемы практического применения, пути решения»).
По окончании официальных выступлений состоялась дискуссия в рамках заявленной темы.
Отдел рекламы и связей с общественностью СПб ТПП