Решение о создании профессионального сообщества было принято на I Республиканском Форуме маркетологов, прошедшем 15 июля 2010г. в Саранске.
Организаторами форума выступили ТПП Республики Мордовия, ГОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», министерство экономики РМ, министерство промышленности РМ, ОАО «Завод «Сарансккабель». Участие в форуме приняли начальник Управления экономической политики Администрации Главы Республики Мордовия Анатолий Шкурихин, представители министерств и ведомств республики, коммерческие директоры и маркетологи ведущих предприятий и организаций республики.
Приветствовал участников форума директор ТПП РМ Константин Пакшин: «Мы давно почувствовали большой интерес межотраслевого общения. Не так давно при ТПП РМ был создан Клуб профессиональных юристов, в Палате на постоянной основе организуются встречи представителей республиканского бизнеса, активно участвующих в выставочно-ярмарочной деятельности. И вот сегодня назрела необходимость создания профессионального сообщества маркетологов».
Участники форума отметили, что в условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса, быстрого изменения потребительских предпочтений, роста конкуренции принципиально изменились взгляды на маркетинг, его роль и практическую значимость в бизнесе и современном обществе.
Евгения Неретина, зав. кафедрой маркетинга МГУ им. Н.П. Огарева, подробно остановилась на теоретическом обосновании того факта, что именно качественный маркетинг является одним из условий корпоративного успеха. К сожалению, российские предприниматели не уделяют должного внимания маркетингу. До сих пор маркетинг многим руководителям предприятий представляется как затратная область деятельности. Однако это в корне неверно. Маркетолог должен быть сопричастным ко всем бизнес-процессам предприятия, начиная от стратегического планирования до предоставления услуг, отметила Евгения Алексеевна.
Об опыте работы промышленного предприятия посредством эффективного использования маркетинговых инструментов рассказала начальник службы маркетинга ОАО «Завод «Сарансккабель» Елена Лукашова. Она подчеркнула, что в период кризиса перед предприятием особенно остро встал вопрос об укреплении рыночных позиций за счет поиска новых конкурентных преимуществ. В связи с этим на заводе была пересмотрена вся система организации работы. Так, была проведена структурная реорганизация службы маркетинга, в результате которой было создано два подразделения - отдел маркетинговых исследований и отдел рекламы и связей с общественностью.
На предприятии была принята Программа тотального качества, а 2010 год был объявлен годом качества. Службе маркетинга была отведена роль координатора основных направлений деятельности завода в рамках принятой модели развития. Служба маркетинга стала инициатором проведения sales-митингов (когда каждый менеджер рассказывает о ситуации на своем участке работы), тренингов для персонала, поиска инструментов для активизации личных продаж, разработки системы мотивации работников завода. В результате проведенной работы на предприятии значительно выросли объемы выпуска и реализации продукции, внедряются новые разработки и технологии, клиенты положительно оценивают партнерство с заводом.
Константин Пакшин подробно рассказал о содействии ТПП РМ республиканскому бизнесу в деле продвижения товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках. Он рассказал о таких эффективных инструментах практического маркетинга как организуемых ТПП РМ торгово-экономических миссиях. Участие в экономических миссиях позволяет при относительно невысоких затратах получить большой практический результат. Константин Пакшин отметил, что в преддверии празднования 1000-летия единения Мордовского народа с народами Российского государства участие в экономических миссиях приобретает особую роль.
Еще одним инструментом практического маркетинга стали организуемые Палатой Мордовии на регулярной основе конгрессно-выставочные мероприятия. Выявлять и удовлетворять нужды потребителей позволяет внедрение на предприятиях стандартов серии ИСО 9000. Опираясь на богатый опыт проведения сертификации ряда республиканских предприятий, можно констатировать, что там, где СМК реально работает, служба маркетинга становится во многом определяющей структурой предприятия, подчеркнул директор ТПП РМ. Константин Пакшин призвал участников форума активнее использовать в качестве инструмента маркетинга и постоянно расширяющиеся возможности электронной торговли.
Алексей Макаркин, директор Регионального центра содействия трудоустройству выпускников вузов Республики посвятил свое выступление проблемам трудоустройства выпускников специальности «Маркетинг». Согласно анализу статистики занятости выпускников данной специальности можно отметить, что в 2009 году тенденция с трудоустройством маркетологов в республике повторила общероссийскую – доля трудоустроенных увеличилась почти в два раза и составила свыше 70 процентов. Вывод очевиден – в результате кризиса маркетологи стали более востребованы. К сожалению, подчеркнул Алексей Макаркин, пока в Мордовии спрос на данных специалистов не такой большой, как в других регионах страны. Так, по данным анкетирования в 2010 году около 30 процентов выпускников вузов собираются выехать за пределы республики. Причины также очевидны: уровень оплаты труда в Мордовии на порядок ниже, нежели чем в других регионах страны.
О стратегических подходах к планированию маркетинговой деятельности, прогнозируемых ошибках и способах их исключения рассказал коммерческий директор компании «Мегафон» Сергей Палкин. Он обратил внимание собравшихся на том, что маркетинг – это наука, которая формирует себя сама. Сергей Палкин призвал любить своих клиентов: «Ведь только в этом случае ваша любовь будет приносить вам прибыль!»
Начальник отдела международного и межрегионального сотрудничества министерства экономики РМ Светлана Лягущенко рассказала участникам форума об основных направлениях развития внешнеэкономической деятельности в республике. Познакомила с механизмами государственной поддержки участников ВЭД, реализуемыми в Мордовии. Особое внимание Светлана Лягущенко уделила предстоящей торгово-экономической миссии республиканского бизнеса в Казахстан. В рамках мероприятия будет организована развернутая экспозиция торгово-экономического потенциала Республики Мордовия. Причем, принять участие в данной миссии предприятия республики смогут за счет средств республиканского бюджета.
Завершая пленарную часть форума, заместитель директора по коммерции и маркетингу ГУП РМ «Республиканская типография «Красный Октябрь» Василий Кутузов подробно остановился на актуальных вопросах маркетинга в полиграфической отрасли.
Анатолий Шкурихин, обобщая мнения участников форума, обратил внимание собравшихся на том, что лишь общими усилиями можно добиться высоких результатов в производственной деятельности. И задача маркетологов в этом деле одна из наиглавнейших.
ТПП Республики Мордовия