Инновационное развитие в вузах

Новости

Инновационное развитие в вузах

09 июля 2010 г в Новосибирске состоялось расширенное заседание Совета ректоров вузов Новосибирской области, на котором присутствовали губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, зам.губернатора Владимир Никонов, председатель Совета ректоров вузов, ректор Новосибирского государственного технического университета Николай Пустовой,  президент НГ ТПП Юрий Бернадский, ректор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета Станислав Линовский, ректор Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики Сергей Ситников, ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев, а также другие члены Совета, всего 40 человек.

Николай Пустовой рассказал о новых моделях профессионального образования на основе оптимизации сети образовательных учреждений. Необходимо решить следующие задачи. Первая – взаимодействие всех уровней образования – начального, среднего, профессионального и высшего. Одна из форм такого взаимодействия – создание специализированных классов, в которых вести предметы будут  преподаватели вузов. Вторая – необходима интеграция вузов. Нужен один комплексный филиал, где будут на основе сетевого взаимодействия обучать конкретных специалистов все вузы. Третья – активизация участия вузов в государственных программах (развитие инфраструктуры, привлечение состоявшихся ученых для создания научных школ, долевые программы строительства жилья и общежитий и т.п.).

Развитие и поддержка инновационной инфраструктуры в вузах стало темой выступления Станислава Линовского.  Необходимость кооперации в области научных исследований, объединение ресурсного и интеллектуального потенциала послужили основой для создания инновационно-технологического центра архитектурного университета. За три года существования центр выполнил на 162 млн.руб. договорных работ, основой которых стали разработки, созданные в университете.

В активе научно-исследовательского комплекса  Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики около 300 авторских свидетельств на изобретения, свыше 70 патентов, проинформировал Сергей Ситников. Разработки научно-технических центров университета используются в производстве малыми инновационными компаниями: специализированные информационные системы - 6 , информационные технологии - 9, развитие инновационных компетенций – 3.

По мнению Алексея Герасева, в педагогические вузы приходят не самые успешные выпускники школ. Профессия учителя сегодня не популярна в виду низкого уровня зарплаты. Для того, чтобы обеспечить подготовку кадров для инновационной экономики, необходимо изменить всю систему  образования, начиная со школы. Для этого необходимо развернуть программу «Совершенствование кадрового обеспечения учебных заведений». Необходимо готовить выпускников не по тем схемам, которые сейчас есть, а развивать новые инновационные подходы в обучении. Прежде всего нужно научить студентов умению думать, самостоятельно решать практические задачи. Требуются новые учебники, где 10% - теория, а 90% обучения будет приходиться на долю самого студента. Нужны не столько учителя, обучающие конкретным наукам, сколько наставники, помогающие развивать самостоятельность в решении практических задач.

Выступивший в заключение Виктор Толоконский отметил, что в Новосибирской области создаётся специальный экспертный орган под условным названием «Институт развития образования». Это - совет экспертов в сфере педагогики и смежных дисциплин, который должен будет не только вырабатывать общие рекомендации, но, прежде всего, создавать новые образовательные методики. Оформлять их в конкретные проекты и обкатывать на экспериментальных площадках. Для этого новый орган будет иметь статус автономного учреждения и будет усилен специальными организационными и финансовыми инструментами.

 Губернатор призвал членов Совета ректоров принять активное участие в формировании этой новой структуры.   В ходе заседания был сделан ряд поручений и по другим аспектам развития системы профессионального образования. Так,  новый импульс получит процесс организации малых инновационных фирм при вузах – для этого специальным решением будут дополнены действующие в области стимулирующие механизмы (гранты, госгарантии по кредитам и т.д.).    Что касается интеграции звеньев среднего и высшего образования, то здесь планируется в будущем году расширить сеть спецклассов с углублённым изучением ряда дисциплин, созданную в этом году. Этот процесс будет идти с активным участием вузовских преподавателей и методистов. Поставлена задача - поднять качество образования на такой уровень, чтобы оно стало одним из основных факторов, определяющих привлекательность жизни в нашем регионе.

Новосибирская городская торгово-промышленная палата участвует в разработке и внедрении новых программ и методик обучения всех уровней, в улучшении качества образования на всех уровнях. Непосредственное участие палаты в решении задач подготовки квалифицированных кадров, необходимых для разработки и внедрения инноваций на предприятиях Новосибирска и Новосибирской области, способствует устойчивому развитию экономики  и социальной стабильности в регионе.

 

Пресс-служба НГ ТПП